Все о пенсиях в России

00:00Как узнать размер будущей пенсии

20.04.2024Какие выплаты положены при выходе на пенсию

20.04.2024Бессараб рассказала, как индексируют пенсию после ухода на заслуженный отдых

Школьным педагогам предлагают повысить базовую ставку

Валентина Матвиенко считает также необходимым создать в России систему обучения специалистов нового формата

18.04.2023 16:28

Автор: Никита Вятчанин

Школьным педагогам предлагают повысить базовую ставку
Валентина Матвиенко © пресс-служба Совета Федерации

В Год педагога и наставника, которым в России объявлен 2023 год, внедрение новой системы оплаты труда педагогических работников стало бы правильным и своевременным решением. Об этом 18 апреля в Кремле на заседании Совета при Президенте России по реализации госполитики в сфере защиты семьи и детей заявила глава Совета, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Систему начисления зарплат учителям пора менять

Это становится дурной повседневностью — молодые учителя, которые приходят в школу после вузов, горя желанием работать с детьми, довольно быстро уходят на другую работу. Главная причина, считает Матвиенко, абсолютно ясна — это низкие зарплаты в системе школьного образования в большинстве регионов страны.

Тема эта вызвала широкий резонанс еще в два с половиной года назад. На ежегодной итоговой пресс-конференции 17 декабря 2020 года Владимир Путин подчеркнул — ситуация, когда ставка учителя такая же, сколько получает уборщица в той же школе, «не может быть признана нормальной». Тогда же Совет Федерации вышел с инициативой изменить механизм начисления зарплаты для школьных учителей.

Как пояснила на заседании в Кремле Валентина Матвиенко, сенаторы предлагают создать единые для всех регионов подходы при определении зарплаты школьных учителей. «Как мы полагаем, это должна быть прозрачная, понятная для самих педагогов система выплат при гарантированной и, хочу это особо подчеркнуть, достойной базовой части оплаты труда», — сказала она.

По ее словам, сегодня Минпросвещения, сенаторы, регионы, профсоюзы учителей пришли к единому пониманию этой проблемы. В связи с этим она предложила от имени Совета обратиться к главе государства с инициативой по изменению механизма начисления зарплаты для учителей.

Еще одним из инструментов поддержки педагогов может стать представление к госнаградам тех, кто воспитал победителей и призеров международных и всероссийских школьных олимпиад. Матвиенко считает, что оно может проходить по аналогии с тем, как Президент России награждал 1 марта 2023 года учителей, воспитавших Героев России, которые отличились во время выполнения боевых задач.

© пресс-служба Совета Федерации

Специалисты нового формата

Перед властями России сегодня стоит задача готовить для производств кадры, способные моментально встраиваться в меняющиеся реалии и умеющие быстро находить решения нестандартных задач. На этом Матвиенко сделала особый акцент — организации среднего профессионального образования должны стать, по ее словам, центрами формирования инновационных компетенций и подготовки специалистов для нашей промышленности и науки нового поколения.

Действительно, сегодня число школьников, которые выбирают обучение в системе среднего профессионального образования (СПО), уже превышает число тех, кто после школы поступает в вузы. Как сообщил на заседании министр просвещения  Сергей Кравцов, 63 процента выпускников школ идут учиться в колледжи.

Сергей Кравцов © пресс-служба Совета Федерации

При этом они оказались пасынками в системе образования — так охарактеризовала ситуацию Матвиенко. Все потому, что, пока по поручению президента все образовательные учреждения стали активно модернизироваться, оснащаться новым оборудованием, интернетом, колледжи и ПТУ оказались на обочине этого процесса. «У нас колоссальный кадровый голод. И мы будем обращаться к президенту с тем, что нам нужна долгосрочная комплексная программа развития системы СПО, в реализацию которой должны быть включены и федеральный Центр, и регионы, и бизнес», — пообещала председатель Совета Федерации.  

«Отцами» в профессии для обучающихся в колледжах могут и должны стать специалисты-наставники. Тему эту затронула вице-спикер Госдумы Ирина Яровая. Она убеждена, что встречи учеников колледжей с опытными специалистами-практиками должны стать не рекомендуемой, а обязательной частью образовательного процесса в системе СПО. Также Яровая предложила законодательно дать право приходить в наставничество в колледжах спецам из числа пенсионеров.

Матвиенко поддержала эти предложения, отметив, что его детали надо проработать. И напомнила, что Палата молодых законодателей при Совете Федерации уже выступила с инициативой закрепить в Трудовом кодексе понятия «наставник» и «наставничество». «Предложение очень своевременное: тема наставничества должна зазвучать с новой силой, а правовая поддержка наставников должна быть усилена конкретными соцгарантиями», — выразила мнение спикер.

Читайте также:

• В школьную программу хотят включить курс семьеведения

Ветеранам СВО есть чему научить школьников  

Ярко прозвучало предложение, сделанное на Совете Алексеем Кутыревым, сейчас он трудится начальником железнодорожной станции Безенчук в Самарской области, а недавно воевал в зоне СВО. По его словам, сегодня надо создать все условия, чтобы вернувшиеся со спецоперации могли найти себя в работе с молодежью, например при определенной подготовке обучать ребят военным и боевым навыкам. «Это будет способствовать патриотическому воспитанию и тому, чтобы вернувшиеся ветераны почувствовали себя востребованными в мирной жизни», — уверен он.

«Когда говорят такие люди — им веришь. И важно с ними встречаться не только ребятам, но и учителям. Мы обязательно очень внимательно отнесемся к этому предложению», — отреагировала Матвиенко.

А еще она убеждена, что модернизация инфраструктуры, обновление образовательных программ, развитие ценностной, патриотической компоненты являются элементами одного «педагогического пазла» — единой государственной системы образования и воспитания.

И напомнила слова великого педагога Константина Ушинского, 200-летний юбилей которого в нашей стране отмечают в этом году: голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет, а голова, где есть только одна система, а знаний нет, напоминает подписанные, упорядоченные, но пустые ящики.

«Как и чем заполняются головы наших детей, напрямую зависит от школьного учителя. Именно учитель, любящий и знающий свое дело, — это ключевая фигура для общества, от которого зависит и настоящее, и будущее страны», — заключила Валентина Матвиенко.