Все о пенсиях в России

13.04.2024Кому повысят пенсии с 1 мая

12.04.2024В мае некоторое юбиляры получат доплату к пенсии

09.04.2024Детям-инвалидам погибших участников СВО хотят дать право на двойную пенсию

В школьную программу хотят включить курс семьеведения

Депутаты и эксперты обсуждают, какие ценности и как следует прививать ученикам

08.04.2023 12:00

Автор: Анастасия Островкова

В школьную программу хотят включить курс семьеведения
  © Игорь Самохвалов/ПГ

В Госдуме создали специальную рабочую группу, которая занимается внедрением в школьную программу уроков семьеведения. Еще в 2018 году за эту тему взялась Российская академия образования при поддержке тогдашнего детского омбудсмена, ныне вице-спикера Госдумы Анны Кузнецовой, а также Фонда Андрея Первозванного. Кроме того, нравственные основы семейной жизни могут стать частью и других гуманитарных предметов. Что будет заложено в урок и какие уже есть инициативы, выяснила «Парламентская газета».

Зачем школьникам знать о семье?

Заместитель председателя Госдумы Анна Кузнецова рассказала, что по итогам 2022 года на каждые три свадьбы в России приходится два развода, половина из них — в первые пять лет брака. В результате доля семей, в которых детей воспитывают одинокие родители, составила 38 процентов.

«Эти данные говорят о том, что молодым людям порой не хватает правильного представления о семье, знаний об ответственном родительстве, семейных ценностях. Чтобы создавать большие крепкие семьи, сегодняшним школьникам как будущим родителям важно понимать, для чего нужна семья», — сказала Кузнецова.

Она считает, что давать эти знания можно и нужно во время всего обучения, так как сегодня миссия учебных заведений — быть не столько источником информации, сколько навигатором по жизненным целям.

«Кроме того, семейно ориентированное образование должно стать одним из важнейших элементов в системе поддержки семей с детьми», — пояснила вице-спикер.

Кузнецова подчеркнула, что главенствующее значение приобретают уроки семьеведения, которые в некоторых регионах уже преподаются, но факультативно. На них рассказывают о ценностях, помогают преодолеть конфликтные ситуации в семье, учат лучше понимать себя и близких. Сейчас депутаты Госдумы предложили Минпросвещения провести мониторинг этих курсов, чтобы изучить опыт в регионах, оценить эффективность преподавания и принять правильное решение о возможности его тиражирования на федеральный уровень.

Одновременно с воспитанием детей в таком духе нужны и другие меры популяризации, сказала Анна Кузнецова. Чтобы все, что окружает ребенка — фильмы, музыка, реклама, — наполнилось примерами благополучной семейной жизни.

Она напомнила, что крепкая семья как приоритет закреплена в Стратегии национальной безопасности и Указе Президента № 809.

Анна Кузнецова © Юрий Инякин/ПГ

Откуда ноги растут

Председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина рассказала «Парламентской газете», что во время Рождественских образовательных чтений вместе с патриаршей комиссией прошел круглый стол по народосбережению. Тогда депутаты вновь подняли тему уроков семьеведения.

«О том, что такой предмет нужен, что наши дети должны знать, что такое традиционные семейные ценности, нам, депутатам говорил не раз президент Владимир Путин», — отметила Останина.

Сегодня парламентарии выступают за то, чтобы дети не подвергались воздействию западной идеологии, понимали, что они живут в социальном государстве, что традиционная семья — это союз между мужчиной и женщиной, что сами традиции — это много детей и уважение к старшим. Речь идет о психологической поддержке, о знакомстве с историей российской семьи, а также знаниях о соцподдержке и госгарантиях. Останина считает, что предмет должен иметь юридико-политический и нравственный уклон.

Глава рабочей группы по вопросам семьеведения, член Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Ларионова поделилась с «Парламентской газетой» мнением, что сейчас в обществе разрушаются традиционные основы брака и семьи, обесцениваются супружество, материнство, отцовство, родительство, становятся нормой ранний секс, гражданское сожительство и непродолжительность семьи из-за разводов.

Депутат напомнила, что в 1960 году в школьном образовании появился курс «Основы советской семьи и семейного воспитания». В 1982 году была принята типовая программа для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни». В начале нулевых тему семьи передали на региональный уровень, во многих школах стали проводиться факультативные занятия по семьеведению.

Читайте также:

• За­писывать детей в шко­лу просят разрешить офлайн

«Наш комитет задался вопросом: может, потенциал предмета недооценен, а его возможности и перспективы еще не исчерпаны? Нас поддержал министр просвещения Сергей Кравцов. Вместе с педагогическим и медицинским сообществом проанализируем имеющийся опыт, методические подходы, формы влияния на поведение школьников, эффективность утвержденных программ», — рассказала Ларионова.

Вопросов, которые предстоит решить законодателям, много, например, с какого возраста начинать разговор с детьми о семье. Экспертное сообщество считает, что с детского сада, но согласны ли родители? Кто должен стать главным модератором в семьеведении — классный руководитель, предметник или педагоги со специальной подготовкой? Возможно, отдельные темы следует передать врачам и психологам. Может, вообще стоит проанализировать программы литературы, анатомии, обществознания, ОБЖ, дополнить их темы и содержание?

В перспективе комитет намерен внести предложения на Большой августовский совет учителям и родителям, а при необходимости проработать изменения в семейное законодательство.