Все о пенсиях в России

вчераДепутат рассказал, какие документы нужны для повышенной пенсии

вчераЗачем пожилым электронное свидетельство пенсионера

два дня назадДепутат Бессараб рассказала, зачем нужно электронное пенсионное свидетельство

Русский актёр спас всех лётчиков мира

Тема: Год науки и технологий

12.02.2021 16:31

Автор: Марина Третьякова

Русский актёр спас всех лётчиков мира

Фото: Public Domain

В 1910 году во время показательных выступлений в Петербурге самолёт под управлением авиатора Мациевича развалился на части прямо в воздухе. Это была первая авиакатастрофа в истории России. Страшная смерть пилота поразила всех, кто видел это, — в их числе был и актёр Глеб Котельников. Впечатлённый увиденным, он твёрдо решил создать устройство, которое даст лётчикам шанс на спасение.  

Тот год вообще был поворотным для Котельникова: он только что бросил карьеру чиновника, которой отдал десять лет жизни, перебрался в Петербург и устроился актёром в Народный театр. Кстати, именно там однажды на глаза ему попалась дама, которая доставала огромную шёлковую шаль из маленькой сумочки, — так было найдено принципиальное решение будущего парашюта.

Кто первый прыгнул с парашютом?

Уложить купол площадью 50 квадратных метров Котельников решил в металлический ранец, который открывался пружинами с помощью шнура. Изобретатель догадался крепить парашют к человеку в двух точках — это предотвращало вращение и распределяло нагрузку при рывке в момент раскрытия купола. Он также учёл возможность управления парашютом с помощью строп, механизм быстрого высвобождения из ранца после приземления и страховочный трос. Изобретение было названо «РК-1» — русский, Котельникова, модель первая.  

Первые неофициальные испытания прошли успешно, в 1911 году изобретатель получил приоритет — привилегию за номером 5010 на спасательный ранец с автоматически выбрасываемым парашютом, но, как это часто случалось, власти не приняли всерьёз новинку. Котельников буквально завалил своими письмами военное министерство и различные ведомства — тщетно.

Фото: Pixabay

Лишь получив патент во Франции, он добился разрешения провести официальное испытание парашюта в России. Оно состоялось 6 июня 1912 года в деревне Сализи (впоследствии названной Котельниково) близ Петербурга: 80-килограммовый манекен сбросили с парашютом с аэростата. Всё прошло штатно, пресса была в восторге, а весть об изобретении быстро вышла за пределы страны. Но чиновники опять не впечатлились, так что в производство «РК-1» запустила частная компания «Ломач и Ко».  

Читайте также:

• Летчики особого назначения • Воздушный парад над Царским Селом

Первым человеком, испытавшим надёжность «РК-1», был русский спортсмен Владимир Оссовский: в январе 1913 года он прыгнул в Руане с моста через Сену и благополучно приводнился. С этого момента европейские фирмы стали выпускать реплики, модификации и копии русского парашюта. А на Родине изобретение Котельникова было востребовано лишь во время Первой мировой войны и то потому, что лётчики сами стали просить об этом власти.  

С тех пор никому больше не удалось придумать что-то принципиально лучшее — изобретённая русским конструктором схема устройства парашюта лежит в основе всех современных моделей, она уже спасла десятки, если не сотни тысяч жизней по всему миру.

Читайте нас в Telegram