Все о пенсиях в России

вчераВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

вчераВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

два дня назадСпасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Летчики особого назначения

История летчиков-героев, один из которых — командир экипажа П.И. Колесников — был дедом автора, получила развитие в Великобритании в наши дни, о чем и рассказывает эта книга

07.03.2018 11:59

Летчики особого назначения

Тяжелые бомбардировщики союзников волнами атаковали города Германии. Советские летчики восхищались оперативностью и быстротой, с которой самолеты поднимались в воздух...

В ближайшее время в издательстве «АСТ» выходит документальная повесть Анны Белорусовой «Летчики особого назначения», в которой по ранее неизвестным и неопубликованным архивным документам восстановлены боевые операции Московской авиагруппы особого назначения, а также малоизвестные страницы союзнических отношений СССР и Великобритании.

История летчиков-героев, один из которых — командир экипажа П.И. Колесников — был дедом автора, получила развитие в Великобритании в наши дни, о чем и рассказывает эта книга, отрывки из которой публикуются в нашем издании. Впервые же эти материалы были опубликованы в «Парламентской газете»…

11 января 1943 года. На аэродроме Прествик недалеко от Глазго произвел посадку британский тяжелый бомбардировщик «Либерейтор». Рейсом правительственной авиалинии Молотов — Керр, в разгар войны соединившей две союзнические страны, из Москвы прибыли десять офицеров. Группу самолетом перебросили на военную авиабазу Эррол на востоке Шотландии, где советские офицеры вступили в 305-й отряд Королевских ВВС, созданный для секретной операции «Албемарл».

Командир экипажа П.И. Колесников (1906–1948)

К исходу первого года Великой Отечественной войны нехватка военно-транспортных самолетов на решающих участках фронта была критической. По просьбе советского Правительства британские союзники выделили партию двухмоторных бомбардировщиков «Албемарл», модифицированных для транспортной работы в условиях Восточного фронта. На авиабазе Королевских ВВС был разработан тренировочный курс и выделена квота на рейсах авиалинии Молотов — Керр для переброски советских экипажей в Шотландию.

Беспосадочный перелет над вражескими территориями на незнакомой машине был под силу только опытным асам. Операцию поручили экипажам Московской авиагруппы особого назначения — соединению ГВФ, созданному в июне 1941 года для выполнения заданий верховного командования Красной армии.

В первые дни войны командиры кораблей, отобранные в «золотом фонде» гражданской авиации, повели пассажирские авиалайнеры, загруженные снарядами, танковым горючим, бутылками с зажигательной смесью в места ожесточенных боев. В октябре — декабре 1941 года, в тяжелейшие дни блокады, летчики МАОН снабжали Ленинград продовольствием и эвакуировали людей. Затем на протяжении шести месяцев перебрасывали десантное подкрепление, вооружение и боеприпасы частям Красной армии, сражавшимся в полном окружении под Вязьмой и Ржевом. В последние дни обороны Севастополя в июне 1942 года доставляли снаряды на херсонесский аэродром и вывозили раненых. По заданиям Главного разведывательного управления Генерального штаба Красной армии забрасывали парашютные разведгруппы в глубокий тыл врага, прокладывали воздушные трассы в глухие партизанские леса.

П.И. Колесников и В.М. Коротков за шахматами. Эррол. 1943 г.

В ноябре 1942 года Московская авиагруппа особого назначения была переформирована в 1-ю Авиатранспортную дивизию ГВФ. 7 декабря 1942 года вышло постановление Государственного комитета обороны «О перегонке из Англии в СССР самолетов «Албемарл». Командование операцией было возложено на начальника Главного управления ГВФ Федора Астахова. Контр-адмиралу Николаю Харламову, возглавляющему советскую военную миссию в Лондоне, было поручено обеспечение связи отряда с Москвой через радиоканал Главного разведуправления Красной армии. Командиром перегоночного отряда был назначен бывший командир МАОН Вениамин Коротков.

В начале 1943 года многонациональный состав гарнизона авиабазы Эррол, где проходили тренировку летчики всех стран антигитлеровской коалиции, пополнил советский отряд. «Экипажи размещены в Эрроле удовлетворительно и питанием обеспечиваются в достаточной степени, — доложил контр-адмирал Харламов в Москву. — Большим недостатком является внешний вид летчиков, прибывших в разношерстном обмундировании, без знаков различия». В ответ пришло распоряжение одеть экипажи подобая их статусу. В ателье лучшего портного соседнего города Данди, поляка Яна Новака, был сделан оптовый заказ на пошив советской офицерской формы из качественного английского сукна.

Советские и британские летчики на аэродроме Эррол. На крыльце 3-й слева – бортмеханик П.А. Петровичев. 1943 г.

Рейсами Молотов — Керр в Шотландию продолжали прибывать группы советских летчиков. К исходу зимы все было готово к началу операции. Поверх круглых знаков Королевских ВВС на фюзеляжи и крылья «Албемарл» нанесли красные звезды. В ночь с 3 на 4 марта экипаж Александра Шорникова совершил первый перелет по северному маршруту, и на аэродром Внуково начали поступать британские самолеты.

Перегоночная трасса проходила через зоны активного действия авиации и средств ПВО противника. В ходе операции были потеряны два самолета: экипаж Александра Куликова без вести пропал на маршруте, самолет Федора Ильченко был сбит немецким истребителем в районе датского побережья.

Один «Албемарл» потерпел крушение 29 мая 1943 года во время тренировочного полета над озером Лох-Тей. За штурвалом был Герой Советского Союза Александр Груздин, с точностью направивший самолет на безлюдный участок на пастбище за деревней Фернан. 1 июня в Эрроле состоялась траурная церемония. В почетном карауле стояли советские и британские офицеры с траурными нарукавными повязками, играл духовой оркестр полка Королевских горцев «Черная стража». Прощание с погибшим экипажем прошло в часовне городского крематория Данди. Урны с прахом оставили в советском отряде до возвращения в Москву.

Из оперативного журнала 305-го отряда Королевских ВВС:

«10 июня 1943 года. Двенадцать русских офицеров поехали в Йорк для осмотра оперативного аэродрома бомбардировочной авиации».

На авиабазе Линтон-он-Уз в графстве Йоркшир базировались тяжелые бомбардировщики «Галифакс», ставшие ударной силой ночных рейдов на Германию. Советской делегации предстояло своими глазами убедиться в масштабе сил, брошенных Британией на борьбу с общим врагом.

Из оперативного журнала авиабазы Королевских ВВС Линтон-он-Уз: «12 июня 1943 года. Прошедшей ночью самолеты, назначенные в рейд на Дюссельдорф, приступили к взлету в установленное время. За стартом наблюдали офицеры высокого ранга, представители наших Русских союзников, выражавшие восхищение оперативностью и быстротой, с которой самолеты поднимались в воздух…»

«Можно было видеть, что большинство летного состава составляет молодежь. Моральное состояние перед вылетом хорошее, ни волнений, ни взвинченности ни у кого из членов экипажей не было заметно. На задание все выходили совершенно спокойно. Вылет был назначен на 22 часа 27 минут. Самолеты взлетали последовательно, через 1 минуту. Против установленного интервала время было увеличено лишь на 6 секунд для каждого», — отметил подполковник Коротков.

Книга памяти. Йоркский собор 18 сентября 2016 г.

Рейд на Дюссельдорф в ночь с 11 на 12 июня 1943 года стал самым разрушительным за всю войну. Армада из 783 британских бомбардировщиков обрушила на город свыше двух тысяч тонн бомб. Были разрушены цеха 64 заводов, в том числе концерна «Рейнметалл», производившего пушки для танков «Тигр» и «Пантера». Из 36 экипажей, которых провожали в рейд советские офицеры, четыре к утру не вернулись на базу.

Как свидетельствуют открытки, которые сохранил мой дедушка, в завершение визита советской группе показали знаменитый Йоркский собор. После экскурсии подполковник Коротков направился в Лондон с подробным докладом о советской военной миссии, который ждали в Москве, остальные вернулись в Эррол.

Из оперативного журнала авиабазы Королевских ВВС Эррол:

«25 декабря 1943. Рождество. Вечером в офицерском собрании прошел рождественский ужин, на котором присутствовали командующий авиабазой и весь офицерский состав. Летчики Королевских ВВС и русские офицеры 305-го отряда — все смешались в доброжелательной атмосфере всеобщего товарищества…»

Рождественским вечером советский отряд в полном составе прибыл в офицерское собрание. Британцы, для которых это было уже пятое военное Рождество, хором спели знакомые с детства рождественские гимны и все расселись за празднично накрытые столы. Возле прибора каждого советского офицера лежало меню на русском языке. На оборотной стороне меню моего дедушки остались росчерки английских имен, сделанные в тот вечер. Должно быть, у боевых летчиков двух стран, немало повидавших на своих фронтах, нашлось много общих тем для разговоров в то шотландское Рождество 1943 года.

Памятный венок с фотографиями Героя Советского Союза А.И Груздина, В.В. Дрямина и А.А. Алексеева. Фернан, 9 мая 2017 г.

К этому времени через Берингов пролив по трассе «АлСиб» уже шли регулярные поставки по ленд-лизу военно-транспортного самолета С-47. Операция «Албемарл» подошла к концу. 23 февраля в Эрроле состоялся торжественный прием по случаю 26-й годовщины Красной армии, который стал прощальным вечером 305-го отряда Королевских ВВС. Спустя три недели советские офицеры по группам выехали в портовые города Лондондерри, Ливерпуль, Инвернесс, Гринок и Турсо, чтобы морем следовать в Советский Союз.

Двое из них, летчик Григорьев и бортмеханик Петровичев, проделали короткий, но опасный северный путь на борту эскортного эсминца арктического конвоя «JW 58». Остальные пересекли Атлантику и Гибралтар на кораблях британских средиземноморских конвоев, сошли на берег в Александрии, и из Каира самолетом их доставили во Внуково. С собой они привезли урны с прахом своих боевых товарищей, погибших при крушении у озера Лох-Тей. 19 апреля 1944 года три урны были замурованы в монастырской стене Новодевичьего кладбища — в одном ряду с экипажами ГВФ, разбившимися во время довоенных испытаний.

Следующим утром во Внукове произвел посадку скоростной британский бомбардировщик «Москито», перелет которого завершил перегоночную операцию. После возвращения в Москву летчикам дали несколько дней отпуска, чтобы увидеться с семьями, а затем они снова сели за штурвалы. Впереди был еще год войны.

В начале 1943 года многонациональный состав гарнизона авиабазы Эррол, где проходили тренировку летчики всех стран антигитлеровской коалиции, пополнил советский отряд».

5 ноября 1944 года приказом Народного комиссара обороны Союза ССР «за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, дисциплину и организованность, за героизм личного состава» авиасоединение было преобразовано в 10-ю Гвардейскую авиатранспортную дивизию ГВФ…

Мощные перекрытия Йоркского собора выстояли во Второй мировой войне. В память о погибших экипажах под высокими готическими сводами установлены Астрономические часы. Рядом лежит раскрытая Книга памяти, в которую в алфавитном порядке вне зависимости от званий и подразделений вписаны 18 тысяч имен тех, кто не вернулся из боевых рейдов. Четыре раза в год в окружении почетного караула из летчиков-ветеранов и офицеров Королевских ВВС Книгу памяти достают из витрины и торжественно переворачивают в ней страницу.

В 1982 году на авиабазе Королевских ВВС Линтон-он-Уз, потерявшей 1300 человек личного состава, был создан мемориальный зал. В 1982 году, в честь Первой летной школы Королевских ВВС, теперь расположенной на авиабазе, музей был открыт для ограниченного доступа посетителей. На стенде, посвященном почетным гостям, помещены две фотографии советских летчиков, сделанные в дни их визита в июне 1943 года.

В мае 2015 года на бывшем аэродроме в Эрроле была торжественно установлена мемориальная доска. Надпись, выгравированная на двух языках, гласит: «В память о летчиках Московской авиагруппы особого назначения, проходивших тренировку на авиабазе Королевских ВВС Эррол в 1943-1944 годах. От пилотов России в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне». На месте будущего мемориала, где теперь ежегодно проходят памятные торжества, высажены березовые деревца и ромашки. «Эти деревья, символ России, вырастут и будут напоминать новым поколениям о том героическом времени, когда русские и британцы вместе сражались в одном небе. В наших краях это место уже обрело свое название — Русский уголок», — говорит его бессменный хранитель Брэдли Борланд.

Тогда же в городе Монтроз на Северном море, на старейшем британском военном аэродроме, открылась выставка, посвященная истории советского отряда в Шотландии и союзнических отношений. Интерес самых разных людей превзошел все ожидания, и спустя два года дополненная экспозиция стала постоянным разделом Музея авиабазы Монтроз.

Б. Борланд и автор книги на открытии мемориальной доски на аэродроме Эррол. Май 2015 г.

История гибели советского экипажа у озера Лох-Тей получила свое завершение. На сайте старинной шотландской деревни Фернан, пришедшему на смену рукописным хроникам, помещены фотографии Героя Советского Союза Александра Груздина, Василия Дрямина и Александра Алексеева.

Фиона Баллантайн, Ассоциация деревни Фернан: «В тот день наша деревня была близка к страшной катастрофе. В годы войны все было скрыто завесой строгой секретности, и в полной мере эта история стала известна лишь сейчас, 75 лет спустя. Для нас будет честью вместе с нашими друзьями из России увековечить память летчиков-героев, сделавших все, чтобы не допустить гибели множества людей».

9 мая 2017 года над залитой солнцем равниной Карс-оф-Гоури разнеслись протяжные звуки волынки. На бывшем аэродроме Эррол собралось множество людей. В первом ряду сидели старики-старожилы, которым в детстве доводилось встречать советских летчиков. Торжественную церемонию открыли Генеральный консул России Андрей Прицепов и представитель королевы в области Перт и Кинросс генерал Мелвилл Джеймсон, бывший командир прославленной 51-й Хайлендской бригады Британской армии.

5 ноября 1944 года приказом Народного комиссара обороны Союза ССР «за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, дисциплину и организованность, за героизм личного состава» авиасоединение было преобразовано в 10-ю Гвардейскую авиатранспортную дивизию ГВФ…»

Ровно в полдень по Гринвичу с бывшего военного аэродрома Скоун с двадцатисекундным интервалом поднялись четырнадцать самолетов и, набрав высоту над зелеными предгорьями Сидлоу, легли курсом к заданной цели, обозначенной на летной карте трехцветным флажком. На равнине прямо по курсу виднелись три ровные полосы, перекрещенные в форме буквы «А», у верхней оконечности которой стояла большая группа людей. Снизившись, самолеты проследовали в четком порядке, а опытные асы Дерек Моват и ветеран Королевских ВВС Дай Хезер-Хейз выполнили над полем несколько элементов высшего пилотажа. После этого легкая эскадрилья вновь набрала высоту над горами и ушла в безоблачную синюю даль. Так пилоты Шотландского аэроклуба отдали честь боевому братству летчиков двух стран в годы Второй мировой войны…

СПРАВКА

HANDLEY PAGE HALIFAX

Британский четырехмоторный тяжелый бомбардировщик времен Второй мировой войны.

Кроме Королевских ВВС Великобритании, состоял на вооружении Канады, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Пакистана и Египта. Первый рейд Галифаксы провели в ночь с 11 на 12 марта 1941 г. на захваченный немцами французский порт Гавр, а за все время службы в Королевских ВВС совершили 82 773 самолетовылета и сбросили 224 тысячи тонн авиабомб. Всего до апреля 1945 г. было построено 6178 Галифаксов различных модификаций. В небе и на аэродромах было потеряно 1833 самолета.

HANDLEY PAGE HALIFAX

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Экипаж: 7 человек

Длина: 21,82 м

Высота: 6,32 м

Масса пустого: 17 345 кг

Максимальная взлетная масса: 29 484 кг

Максимальная посадочная масса: 24 948 кг

Объем топливных баков: 12 220 л

Мощность двигателей: 4 × 1615 л. с. (4 × 1205 кВт)

Максимальная скорость: 447 км/ч на высоте 1829 м, 454 км/ч на высоте 4115 м

Крейсерская скорость: 346 км/ч на высоте 6096 м

Практическая дальность: с 5228 л топлива и 5897 кг бомб: 1658 км с 9029 л топлива и 3175 кг бомб: 3195 км

Практический потолок: при нормальной взлетной массе: 7315 м при максимальной взлетной массе: 6096 м

Время набора высоты: 6096 м при нормальной взлетной массе: 37,5 мин. при максимальной взлетной массе: 50 мин.

Вооружение: Стрелково-пушечное: 1 × 7,7 мм пулемет Виккерс «K» с 300 патр.; 2 × 4 × 7,7 мм пулеметов Браунинг с 1160 патр. каждый.

Подготовила Анна Белорусова Фото из архива автора, архива семьи Петровичева, предоставлено авиабазой Королевских ВВС Линтон-он-Уз, Ф. Баллантайн, commons.wikimedia.org

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 10492