Все о пенсиях в России

00:00В Совфеде объяснили, что учтут при повышении пенсий работающим пенсионерам

вчераВ 2025 году пенсии работающим пенсионерам могут проиндексировать дважды

два дня назадВ Госдуме рассказали, как будут индексировать пенсии работающим пенсионерам

Россия, воплощенная в слове

06.06.2024 00:04

Сегодня 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Слова Федора Тютчева: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!» — оказались пророческими. Юбилей великого поэта — праздник и государственный, и народный, понятный и близкий каждому в нашей стране. Пушкин входит в нашу жизнь в ее самом начале и остается в ней навсегда. Он — наш верный и надежный друг, мудрый наставник.

Время показало: мерки, по которым обычно оцениваются место и роль деятеля искусства в жизни и истории страны, к Пушкину неприменимы. Потому что его творчество, сама личность — явление, знаменующее своего рода «большой взрыв» в русской культуре. И своими произведениями, и тем, что проложил дорогу литературе Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского, Чехова. Так сложилось, что эти имена за пределами нашей страны знают лучше, чем Пушкина. Но правда в том, что именно Александр Сергеевич положил начало той эпохе русской культуры, когда она впервые явила себя человечеству как самоценная часть мировой.

Поражает универсальность пушкинского гения: он и поэт, и прозаик, и драматург, и, как бы мы сказали сегодня, эссеист. И в каждом из этих жанров он велик. Поражает широта его осведомленности в литературе, культуре разных стран, иных эпох, включая античность. Современную ему европейскую поэзию знал практически всю. Был знаком с творчеством поэтов Востока. Интересовался фольклором. Для меня особенно ценно его равно внимательное, уважительное отношение ко всем культурам: ни капли высокомерия, снобизма, пренебрежения! Есть чему поучиться многим современным политикам.

И вместе с тем Пушкин, его гениальность — явление глубоко национальное, русское. Он творец того русского языка, на котором мы говорим и сегодня, который лежит в основе нашей исторической и национальной идентичности. Что уже великое свершение. Но Пушкин пошёл дальше. Все его творчество — истинно русское, воплощение духовной силы русского народа, самой России.

Считаю, с исчерпывающей полнотой и вместе с тем очень проникновенно выразил это почти век назад русский философ, богослов, публицист Сергей Булгаков. В Пушкине, писал он, «говорит нам русская душа, русская природа, русская история, русское творчество, самая наша русская стихия. Он есть наша любовь и наша радость… Мы дышим Пушкиным, мы носим его в себе, он живет в нас больше, чем сами мы это знаем, подобно тому, как живет в нас наша родина… Пушкин — чудесное явление России, ее как бы апофеоз». Подписываюсь под сказанным: Пушкин — это Россия, воплощенная в слове.

В слове, проникнутом любовью к Родине, гордостью за нее. Он патриот своей страны, притом патриот не только чувства, сердца, но и разума. Он знает, за что и почему любит свое Отечество.

Мне могут возразить: в его наследии есть и критические высказывания. Да, они действительно имели место. Что по-человечески понятно. Жизнь поэта не была простой, он не был баловнем судьбы. Юность и молодость ему пришлось провести в ссылках, а пожить свободной (и то относительно) жизнью выпало лишь десять лет. Так что причины для, скажу мягко, нелицеприятных выражений в адрес властей и государства у него имелись. Именно государства — но не Родины.

То, что Пушкин думал о России, чем она была для него, он формулировал ясно, ярко, с присущей только ему художественной силой в своих произведениях. Перечитайте «Евгения Онегина», авторские отступления в романе, пронизанные любовью к стране, жизни русского общества, на исторические темы. Перечитайте «Полтаву», «Медный всадник», незавершенный труд «История Петра I» — и вы это осознаете.

При этом, уважая гений Петра Великого, Пушкин — опять-таки первым в русской литературе — выразил ту мысль, что величественная история России творится не только государями, их деяниями. Она творится семьями Лариных, Гриневых, Мироновых — простым народом, которого он первым именно в таком качестве показал на страницах «Бориса Годунова», «Капитанской дочки», «Дубровского», «Истории пугачевского бунта».

Перечитайте вежливое, но твердое возражение поэта Петру Чаадаеву, исключавшему Россию из мировой цивилизации: «Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». Это не публичное выступление, это сказано в личном письме, а потому оснований сомневаться в искренности сказанного Пушкиным нет. Он убежденный патриот России, и позиция Чаадаева, критическая по отношению к стране, для него неприемлема.

С особенной силой патриотизм и державность Пушкина раскрываются в ситуациях, когда Россия, ее история подвергаются нападкам, оскорблениям, фальсификации. Показательной считаю острую реакцию поэта на восстание в Царстве Польском в 1830-1831 годах с целью отделения от Российской империи.

Действия российского государства по защите политической и территориальной целостности страны Европа, европейская пресса встретили кампанией лжи, клеветы, искажением фактов, прямыми оскорблениями в адрес русского народа. По словам Пушкина, озлобленная Европа прибегла к невежественным и бесстыдным нападкам на Россию. Его ответом, исполненным чувства достоинства, гордости за Отечество, явились стихотворения «Бородинская годовщина» и «Клеветникам России».

Вижу в этом послание поэта нашему времени: долг деятеля искусства, культуры не стоять над схваткой, а быть вместе со своей страной, своим народом. Пример, образец патриотического служения Родине.

Естественной и единственно органичной для такой огромной и разноплеменной страны, как Россия, Пушкин считал сильную государственную власть. Лучшие и прочнейшие изменения, по его словам, — суть те, которые происходят от улучшения нравов, без насилия и принуждений. Отмечая 225-летие Александра Сергеевича Пушкина, мы вновь и вновь убеждаемся: фигур, равновеликих «солнцу русской поэзии» по мощи творческого дара, по многогранности таланта, по уникальности роли в общественной, духовной жизни своей страны, — таких фигур в мировой летописи наперечет. В Пушкине, в его творчестве с наибольшей полнотой и мощью выразилось самосознание русского народа, его духовные силы, таланты, творческие возможности. Пока мы храним его наследие в наших душах, сердцах, пока наши дети, внуки читают Пушкина, за духовную жизнь страны можно не беспокоиться. Россия останется Россией, страной людей, любящих свое Отечество, преданных ему, дорожащих уникальностью своей цивилизации.