Почте ты не скажешь «до свиданья»

Письма и посылки предлагается доставлять в нетрадиционном формате — мобильными группами сотрудников и с помощью передвижных почтовых отделений

04.05.2022 00:00

Автор: Людмила Глазкова

Почте ты не скажешь «до свиданья»
  © Игорь Самохвалов/ПГ

Российская почта, как и все вокруг, меняется. Идут эксперименты по доставке посылок беспилотниками и механическими курьерами. СМИ всерьез задаются вопросом: когда роботы заменят почтальонов с толстой сумкой на ремне? Помимо этой экзотики, она продолжает оставаться самым массовым и дешевым видом связи — политической и экономической скрепой обширного российского пространства. И любое ослабление этого соединения, например, закрытие почтовых отделений, вызывает тревогу и беспокойство у граждан. Как этого избежать, как сохранить баланс между рыночной парадигмой и социальной ответственностью, разбиралось наше издание.

Вместо почтальона почтомат?

В одном из региональных выпусков «Парламентская газета» рассказала о том, что жители ряда сельских поселений Красноярского края из-за закрытия почтовых отделений вынуждены «путешествовать», чтобы получить посылку или заказное письмо. Замок на двери висит у 15 процентов городских и 40 процентов сельских отделений. И так не только здесь. В Якутии в 2020 году временно не работала почти пятая часть отделений.

В Иркутской области с 2019 года перестали работать 54 почтовых отделения. Во Владимирской области, по данным на 2021 год, закрылись или изменили формат работы 52 почтовых пункта из-за нехватки кадров. На сайтах вакансий оператору предлагалась зарплата от 10 тысяч рублей, начальнику отделения — от 20 тысяч рублей. Желающих пойти почтальоном на минималку, по словам представителя областной администрации, мало… География обширна. То Пензенская область, то столица Кузбасса, то Амурская область. Неудивительно. Прекращение работы почты — для жителей всегда шок, выплескивающийся в Интернет. Каждый такой случай становится достоянием общественности.

Так и хочется вспомнить старый анекдот: однако тенденция… Причины одни и те же — неукомплектованность штата, а то и отпуск или больничный сотрудников. В общем, где тонко, там и рвется. Представить, чтобы в советское время где-то по этим причинам закрылась почта, невозможно.

Дефицит кадров нельзя объяснить совсем уж маленькой зарплатой. Компания провела масштабную программу повышения заработных плат, затронувшую 90 процентов основного и вспомогательного персонала, сообщил в ноябре 2021 года в интервью «АиФ» гендиректор «Почты России» Максим Акимов, в результате чего средняя зарплата в 2021 году достигла, по его словам, 30,7 тысячи рублей.

В Красноярском крае нехватку кадров объясняют тем, что из-за неполной загрузки работники часто заняты на 1/2, а то и 1/4 ставки. Соответственно уменьшается и зарплата, но не ответственность. Руководство компании подтверждает, что почтальонов не хватает чаще всего именно в селах, потому что их загрузка на полный день не тянет, а дополнительного функционала нет. Поэтому и вложения в оплату труда полностью не решают проблему кадрового голода.

© Игорь Самохвалов/ПГ

Понятно, что потребители услуг почты в эти тонкости вникать не хотят. Да и не должны. Для них важно, чтобы почта была в пешей доступности. Кроме того, население жалуется и на неудобный график работы отделений (есть такие, которые работают по 3 часа в день), на очереди (история с почтовым отделением в Усть-Илимске, где из-за очереди в 25 человек посылку пришлось получать в течение двух дней). Люди жалуются и на устаревшее оборудование, низкоскоростной Интернет, непрезентабельность самих помещений… Помочь здесь может коренная модернизация компании.

Сворачивание рынка традиционных почтовых продуктов и их переход в цифровой формат — ключевой вызов для компании, рассказали «Парламентской газете» в Профсоюзе работников связи России. Это требует совершенствования логистики и модернизации сети. Увеличивается количество рабочих мест: почтальонов, сортировщиков, водителей, операторов связи, электромонтеров и других специалистов.

Расширяется сеть выдачи заказов, чтобы получатель максимум за 10 минут доходил до отделения, почтомата или пункта выдачи посылки. Сейчас в стране работает 2800 собственных почтоматов, из них 90 — в переходах станций московского метро (всего же планируется открыть их 5000 в 37 крупнейших городах).

Читайте также:

• Где появилась первая в России городская почта

По заявлениям руководства компании, «Почта России» трансформируется из традиционного почтового оператора в современную цифровую почтово-логистическую компанию. Что скрывать, как рыночный игрок, она заинтересована в потребителе городском, современном, премиальном. Реальность такова, что большинство платежеспособных клиентов почты мигрируют в цифру. Деревенские же бабушки и дедушки в эту категорию, к сожалению, не входят.

Связь с миром

Контролировать ход модернизации почтовых отделений будут региональные штабы, созданные «Единой Россией» вместе с «Почтой России».

«Впервые за всю новейшую историю нам удалось добиться выделения из федерального бюджета средств для модернизации и ремонтов почтовой сети в труднодоступных территориях и на селе, — сообщил  глава Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн. — На эти цели по инициативе «ЕР» уже выделено 5 миллиардов рублей. В 2022 году будет отремонтировано почти 1,2 тысячи отделений. До 2025 года в соответствии с поручением президента предстоит привести в порядок 25 тысяч почтовых отделений. Не понаслышке знаю, что во многих селах ОПС является единственным «окном в мир».

Этот модернизационный проект охватывает 30 миллионов сельских жителей. Речь не просто о ремонтах, а о расширении линейки сервисов. Люди смогут купить или заказать на почте доставку лекарств, бесплатно измерить показатели здоровья и отправить их с помощью телемедицины специалисту, получить государственные и муниципальные услуги и юридически значимые сообщения.

На фоне этих планов закрытие почтовых отделений в некоторых северо-восточных районах страны кажется мелким вопросом. Но только кажется. В населенных пунктах, где почта — единственный представитель государства, проживает 11 миллионов россиян.

«Отделения «Почты России» в малых селах и отдаленных территориях — это, по сути, связь для жителей с миром, — говорит Александр Хинштейн. — Поэтому критически важно сохранить эти объекты, даже учитывая то, что они заведомо убыточны. Почта как социальное предприятие не ликвидирует эти отделения. Не сокращается и число работников. Растут зарплаты, хотя и не так, как нам хотелось бы».

В компании признают, что из-за нехватки персонала сельские почтовые отделения иногда приостанавливают прием клиентов. В этих случаях, сообщила нам пресс-служба «Почты России», услуги оказываются в нетрадиционном формате — мобильными группами сотрудников, обслуживанием на дому или с помощью передвижных почтовых отделений.

Проблема есть

Проблема есть, считает председатель комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и самоуправлению Андрей Максимов. «В удаленных и труднодоступных районах севера или востока страны, где проживает немного людей, почта — это все. Через нее, особенно сегодня, когда не работает система доставки типа Алиэкспресс, идет всё — от писем и посылок до продуктов питания, одежды по каталогам и медикаментов. В таких условиях прекращение работы почтового отделения — риск того, что эта территория просто окажется оторванной от «большой земли», от жизни, чего допускать нельзя.

В действующем законодательстве предусмотрены гарантии сохранения почтовых отделений на всей территории России, напоминает он: «Мы в свое время эту идею инициировали на общественных слушаниях по экспертизе законопроекта об акционировании почтовой службы и предложили внести в него критерии территориальной доступности — 1,5 километра для городских и 6 километров для сельских поселений. Тогда сама почта и согласилась закрепить их в документе».

Возможно, для сохранения почтовых отделений в таких местах имело бы смысл принять госпрограмму, которая бы субсидировала эту инфраструктуру, размышляет Андрей Максимов. Аналогично закону о северном завозе. Или же законодательно закрепить финансовую поддержку работы отделений почты в удаленных районах. То есть, не рассматривать их как коммерческую эксплуатацию. В таком случае государство могло бы принимать на себя часть тех затрат, которые вынуждена нести компания.

Исходить надо из того, говорит эксперт, что почта — такая же безальтернативная инфраструктура, как школы, детсады, ФАПы, коммунальные предприятия, содержание которых берут на себя государство и муниципалитеты.

Господдержка или собственные резервы?

Другой взгляд у зампреда Комитета Совета Федерации по экономической политике Ивана Абрамова, который напомнил «Парламентской газете», что хотя почта и рыночный игрок, но социальную функцию с нее никто не снимал.

«В рынке просто так тысячи зданий никто никому не дает, — отметил он. — Почта получила построенные еще в советские времена почтамты, здания, помещения, технику. А коммерсанты, которые занимаются доставкой, те же Озон или Вайлдберриз, все это покупают или арендуют сами. Поэтому за счет того, что почте предоставлено, она и должна частично нести на себе содержание нерентабельных отделений в северной и восточной части страны или труднодоступных районах».

Сенатор считает, что почте надо быть расторопнее и продвигать свои товары. «Я вообще не понимаю, — удивляется Иван Абрамов, — почему она еще не лидер доставки? Этот рынок сегодня приносит миллиарды рублей прибыли. А у почты в каждом регионе есть свое представительство. Нужно бороться за рынок, брать пример со Сбербанка, который превратился в современную, удобную для клиентов экосистему с высоким уровнем цифровизации».

Почте надо зайти и забрать часть рынка по доставке, а может быть, и вообще стать самым крупным игроком на нем, констатирует он. По мнению сенатора, решать проблему нужно за счет внутренних резервов и тратить заработанные средства на субсидирование выпадающих доходов там, где почтовые отделения нерентабельны.

Кстати, и у рядовых клиентов почты возникают подобные мысли. В соцсетях встретилось вот такое мнение: «Сейчас многие организации открывают услугу доставки товаров, а ведь раньше этим занималась почта. Значит, она теряет популярность и по доставке».

Люди сетуют на то, что районную газету по подписке вместо 3 раз в неделю приносят один раз или же на то, что за выписанным изданием нужно ходить на почту. А вот востребованность торговых услуг в местах, где в шаговой доступности от отделения находятся продовольственные магазины с более дешевыми ценами, напротив, вызывает сомнения. Так ли это необходимо, например, в столице?

© Михаил Нилов/ПГ

Сами работники почты недовольны не только низкой зарплатой при выросших требованиях к работе, но и условиями труда. Почтальоны, например, нередко должны не только разносить корреспонденцию, но консультировать, торговать продуктами, то есть быть коммивояжерами. Большая часть их — старшего поколения. Молодежь на оклады немногим выше МРОТа идти не хочет.

Ряд экспертов полагает, что повсеместный дефицит кадров создан искусственно — несоответствием зарплаты рыночным условиям. «На встречах с сельскими жителями часто поднимается вопрос заработной платы почтальонов, особенно тех, у кого 0,5 или 0,25 ставки. Мне жалко этих людей», — заявил глава Балаковского района Саратовской области Сергей Грачев в январе этого года «Балаковскому репортеру».

«Мы выступаем за то, что почтовое сообщение — это все же государственная функция, и «Почта России» не может ставить во главу угла коммерческие вопросы: повышение прибыли и снижение издержек, которое и выражается как раз в закрытии почтовых отделений», — заявил «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов.

По мнению депутата, решение этой проблемы потребует определенных госрасходов и жесточайшего контроля за ними.

Правда за нами