Можно ли верить рейтингам школ?
В Госдуме предложили дополнить список критериев, которые используются при оценке уровня образовательных учреждений
Департамент образования Москвы опубликовал рейтинг лучших школ. Как отметили опрошенные «Парламентской газетой» депутаты, подобные исследования полезны, поскольку они помогают россиянам решить, куда отправить учиться своего ребёнка. Однако законодатели при этом отметили, что подход к составлению списков необходимо изменить.
Важны не только результаты, но и условия обучения
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко («Единая Россия») в комментарии «Парламентской газете» подчеркнул, что рейтинги школ необходимы, так как они помогают определиться с местом, где будет учиться ребёнок.
«Комплексная оценка школ нужна, люди должны знать результативность обучения: куда поступают выпускники, как они смотивированы», — сказал депутат.
Кроме того, отметил парламентарий, рейтинг повышает конкуренцию: школы начинают соревноваться друг с другом, стараясь, повышая качество обучения, занять позицию повыше. При этом Онищенко предложил при проведении анализа принимать во внимание и материальную составляющую.
«Нужно учитывать, насколько классы соответствуют всем требованиям по параметрам воздуха, освещённости, оснащённости, какие рекреационные возможности у школы, есть ли там спортивный зал. Безусловно, нужно учитывать вопросы организации питания», — констатировал законодатель.
Член Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи Василий Власов (ЛДПР), в свою очередь, предложил добавить в рейтинг ещё один критерий — проверять через 5-7 лет после окончания школы, кем устроился работать выпускник.
«Участие в олимпиадах и сдача ЕГЭ — это, конечно, хорошо. Но мы знаем, как сдавали ЕГЭ, например на Северном Кавказе, — сказал депутат «Парламентской газете». — Важно, где потом эти ребята учатся и где работают. Работодатель не будет смотреть на результаты ЕГЭ».
По словам Власова, зачастую замечательный ученик, даже отучившись в престижном вузе, не может устроиться на работу. И то, насколько школы задумываются о подготовке специалистов, необходимых на рынке труда, должно быть отражено в рейтинге.
Критерии должны быть едиными
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин (КПРФ) подчеркнул, что родители при выборе школы, как правило, руководствуются рейтингами, стараясь сделать своих детей успешными.
«Но успех не всегда залог гражданской позиции и счастья в жизни, — отметил депутат в комментарии «Парламентской газеты». — Подавляющее большинство рейтингов школ составляются по результатам обученности детей: результатам ЕГЭ, участию в олимпиадах. Но я поддерживаю президента страны, который согласен с российской исторической традицией».
По мнению Олега Смолина, обучение — это важная вещь, но ещё важнее воспитание. И не факт, что в школе, где лучше всего сдают ЕГЭ, хорошо организован воспитательный процесс.
Каждый регион должен составлять свой собственный рейтинг, но критерии должны быть едиными для страны и регионов.
«Так что на подобные рейтинги я смотрю с некоей долей скепсиса», — сказал парламентарий.К тому же, считает Олег Смолин, критерии для оценки школ должны быть общими для всей России.
«Каждый регион должен составлять свой собственный рейтинг, но критерии должны быть едиными для страны и регионов, — отметил депутат. — Но это надо утверждать не административным решением, а после широкого общественного обсуждения».
Лучшие московские школы получат по 15 миллионов рублей
Ежегодно Министерство образования и науки составляет список 500 лучших школ России и 200 лучших сельских школ. Кроме того, каждый регион составляет свои школьные рейтинги. «Хит-парады» лучших образовательных учреждений публикуют не только министерства и ведомства, но и различные рейтинговые агентства.
Первое место в рейтинге 292 лучших школ столицы России в этом году занял лицей Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». На втором месте — лицей №1535, который долгое время занимал первую строчку. Следом за ним — школа №179 Московского института открытого образования. Образовательные учреждения, которые попали в ТОП-20, получат гранты мэра Москвы I степени размером 15 миллионов рублей, с 21-го по 70-е место — гранты II степени в 10 миллионов, а с 71-го по 292-е место — гранты III степени по семь миллионов.
Первый подобный рейтинг был составлен по результатам 2010/2011 учебного года. Тогда исследование основывалось только на трёх критериях: результатах Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и Государственной итоговой аттестации (ГИА) и участии школьников в олимпиадах. Сейчас при составлении рейтинга учитываются как итоги ЕГЭ и Основного государственного экзамена (ОГЭ) вместе с результатами олимпиад, так и то, как в школах строится работа с детьми с ограниченными возможностями и как в них организуется досуг учеников.
Большое значение при определении лучших организаций имеют итоги соревнований JuniorSkills Russia, которые проходят среди школьников от 10 до 17 лет, и WorldSkills Russia, где свои знания проверяют студенты от 16 до 22 лет. Составители рейтинга также не оставили без внимания работу дошкольных отделений образовательных учреждений, профилактику правонарушений среди школьников и спортивные достижения учащихся. При этом пока что не учитываются материальная база школы, количество секций и кружков, наличие бассейна.
Ещё материалы: Олег Смолин, Василий Власов , Геннадий Онищенко