Все о пенсиях в России

00:00С 1 июня у некоторых россиян вырастут пенсии

23.05.2024Самозанятым северянам предлагают досрочно назначать пенсию по старости

22.05.2024Соцпенсии по инвалидности не смогут списать за долги

Матвиенко предложила увеличить количество школьных часов по истории России

Должно измениться и качество преподавания предмета — необходимо больше наглядных примеров

27.06.2022 17:31

Автор: Никита Вятчанин

Матвиенко предложила увеличить количество школьных часов по истории России
Валентина Матвиенко © пресс-служба Совета Федерации

В нашей стране действуют около девяти тысяч документов, которые в той или иной мере затрагивают вопросы духовно-нравственного воспитания. При этом любой папа и любая мама знают, что на детей позитивно влияют не инструкции и регламенты, а пример старших поколений. Как заявила 27 июня спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на заседании Совета при Президенте России по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детства, в системе воспитания школьников и студентов пора навести порядок, сделать ее более понятной и для граждан, и для педагогов.

Детям не нужен ворох бумаг

Согласно опросу ВЦИОМ, в качестве важных ориентиров в жизни наша молодежь считает дружную семью, крепкое здоровье, помощь и поддержку родителей. Интересно, что в опросе респондентов меркантильные цели  явно уступили нравственным ориентирам. Так, за крепкую семью в итоге проголосовали 55 процентов опрошенных (1-е место), а за «стать богатым материально независимым человеком» — всего лишь 19 процентов. Перспектива же «жить в свое удовольствие» устраивает лишь 16 процентов молодых людей.

С одной стороны, это, как заметила Матвиенко, говорит о надлежащем воспитании в семьях и результативности усилий государства в духовно-нравственном развитии молодежи. Но есть и другая сторона — спикер с сожалением констатировала чрезмерную забюрократизированность этой сферы.

«На сегодняшний день у нас действуют около девяти тысяч нормативных актов, которые в той или иной мере затрагивают вопросы духовно-нравственных ценностей. 450 из них — федерального уровня. При этом многие из документов противоречат друг другу», — сообщила Матвиенко.

Она убеждена, что такой ворох бумаг для воспитания детей не нужен — в любой семье знают, что на детей действуют не инструкции и регламент, а пример старших поколений. «Пора здесь навести порядок и сделать эту систему более стройной, более компактной и понятной для граждан и педагогов», — уверена Матвиенко.

Часов на школьную историю должно быть больше

Вопросы воспитания во многом связаны с образовательной сферой. Пример Украины  показал, что может произойти, если сквозь пальцы смотреть на то, как извращенные установки, лживый взгляд на историю страны внушаются целым поколениям. В связи с этим Валентина Матвиенко подчеркнула, что в России, где ценности, слава богу, имеют здоровую основу, правомерно увеличить количество часов уроков истории в школах — резервы для этого в школьной программе, заметила она, есть.

Измениться должно и  качество преподавания предмета. Матвиенко убеждена, что невозможно воспитать патриота сухими лекциями или зазубриванием исторических дат и событий — для того, чтобы ребенок всем сердцем прочувствовал, как много сделали поколения его предков для России, нужно как можно больше «живьем» показывать детям значимые исторические места нашей страны. Это, считает она, должно стать неотъемлемым элементом школьного исторического образования. А в качестве примера она привела проект «Поезд Памяти» — его в этом году Совет Федерации запустил совместно с белорусскими коллегами и РЖД. В рамках проекта 200 старшеклассников из всех регионов России и Белоруссии посетят с 22 июня по 3 июля пятнадцать городов, чья история связана с событиями Великой Отечественной войны.

Отдельно спикер затронула кадровый вопрос — по ее словам, педвузы, особенно в регионах, не привлекают абитуриентов. «Нам необходима система, которая наполнит педагогическое образование новым содержанием, новыми смыслами. Позволит готовить не узких «предметников», а учителей с самыми современными компетенциями, настоящих наставников для ребят», — сказала она. 

© пресс-служба Совета Федерации

Координаторы воспитания появятся еще в 35 регионах

Благодаря изменениям в закон об образовании, которые появились в 2020 году, в более 90 процентов школ уже введены программы духовно-нравственного воспитания. Также, как рассказала вице-премьер Татьяна Голикова, заработал новый институт — региональных и муниципальных координаторов системы воспитания детей и подростков, которые, как правило, занимают должности советников директоров учебных заведений. Их работа в десяти пилотных регионах России за прошлый год власти страны полностью удовлетворила — уже в текущем году этот опыт, сообщила Голикова, будет распространен еще на 35 регионов страны. Кроме того, уже сегодня формируется кадровый резерв таких координаторов на будущее.

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая («Единая Россия») предложила организовать целевой набор в педагогику людей, которые умеют рассказать о  Родине в младших классах школы и даже в детсадах.

Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, которым определяются основные принципы работы общероссийского движения школьников и молодежи. Валентина Матвиенко отметила, что это движение должно получить яркое и запоминающееся название — как корабль назовете, заметила она, так он и поплывет. При этом, спикер уверена, что при доработке закона надо обязательно прислушаться к идеям, исходящим от самих детей и, конечно, от родительского сообщества, представители которого уже передали, как сообщила сама Матвиенко, увесистый пакет замечаний.

«На выходе должна получиться не бездушная бюрократическая структура, а живое, динамичное, привлекательное и по-настоящему общественное движение», — считает Матвиенко.

Как сообщила Татьяна Голикова, государство выделяет на поддержку отечественной киноиндустрии для детей и молодежи около одного миллиарда рублей в год. И, действительно, в России уже создается немало творческих продуктов, которые способны впечатлить и вдохновить новые поколения на то, чтобы служить Родине и защищать ее, чтобы творить добрые дела, помогать ближним. Но добраться до них в медийном пространстве очень трудно — «подсказки», как выйти на них в Интернете, видеохостинги и соцсети практически не дают.

При этом, как рассказал на Совете губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин, он сам стал свидетелем, сколь яркое и живое воздействие оказал на школьников фильм 2020 года «Подольские курсанты». Но должного медийного сопровождения такие фильмы не получают, а кинотеатры не берут в прокат «нераскрученные» ленты.

«Предлагаю создать систему, когда каждый школьник имел бы возможность смотреть лучшие отечественные фильмы — предусмотреть прямое финансирование учебных заведений для похода в кино или устраивать показы на школьных площадках», — сказал губернатор.

Читайте также:

• Флаг России предписали поднимать в школах в начале учебной недели • В России хотят проводить олимпиады по латыни и судостроению

При этом Бабушкин считает, что рекомендации, какие фильмы надо выбирать (в соответствии с возрастом и школьной программой, а также с ситуацией в стране и мире), должны давать профессионалы в сфере культуры. Реагируя на предложение астраханского губернатора, приглашенный на Совет в качестве гостя кинорежиссер Никита Михалков рассказал, что у него была идея — брать старые сценарии известных фильмов о Кутузове, Суворове, Ушакове и снимать это кино по новым технологиям. «Мы пытаемся быть все время на кого-то похожими, но мы другие — не лучше, не хуже, но другие. И именно за это нас не хотят воспринимать на Западе — мы не хотим быть, как они», — заметил он.

А еще Михалков предложил приглашать на заседания Совета, а может и включить в его состав руководителей и специалистов МВД, ФСБ, Генпрокуратуры. Потому как проблема воспитания в стране связана, по его словам, «с системным и страшным искривлением сознания молодых людей». А для начала он предложил перестать финансировать в России более 40 университетов, которые проводят напрямую заказ фондов Сороса и иже с ними.