Машины пьяных лихачей предложено конфисковывать

В Госдуме решили уточнить нормы, позволяющие наказывать нетрезвых водителей, лишенных по суду прав

Машины пьяных лихачей предложено конфисковывать
  © Юрий Магас/ПГ

Было бы разумно, если бы в правовом поле появилась норма, квалифицирующая источник повышенной опасности — автомобиль — как орудие преступления. Тогда при определённых условиях решением суда такие авто можно было бы конфисковывать. Изъятие машин злостных пьяниц-нарушителей могло бы носить пресекательный и превентивный характер, чтобы не совершались преступления впредь. Об этом 18 января сказала вице-спикер Госдумы Ирина Яровая («Единая Россия») на заседании рабочей группы по подготовке изменений в законодательство по установлению ответственности за опасное вождение.

Превентивная конфискация

О том, что Госдума проработает вопрос об административной ответственности за опасное вождение, ещё в декабре прошлого года сообщил председатель платы Вячеслав Володин. Такие поправки в законодательство спикер палаты предложил внести в феврале.

«Мы с вами проработаем вопросы штрафстоянок и, если такое решение будет принято, конфискацию автомобиля, на котором совершаются противоправные действия. От этого гибнут люди. Мы с вами должны сделать всё для того, чтобы защитить здоровье граждан, защитить жизнь людей», — сказал Володин.

Вячеслав Володин © пресс-служба Госдумы

Для подготовки законопроекта в Госдуме была создана рабочая группа под руководством Ирины Яровой. Во вторник 18 января прошло первое заседание, на котором обсудили нюансы правового воздействия на злостных нарушителей ПДД.

Эффективность прописанных в законе норм по обузданию лихачей под мухой сомнительна, уверены парламентарии. Особенно это касается лишённых прав водителей, которые, несмотря на судебный запрет, вновь садятся за руль. И хотя количество таких правонарушений сократилось за последние 20 лет и общая культура вождения в стране повысилась, всё же нормы ПДД следует отрегулировать, считает глава Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР).

Ирина Яровая поставила вопрос чётче: насколько в принципе эффективны решения суда в отношении автовладельцев, лишённых права управлять машиной? Если пьяницы без прав вновь садятся за руль и требование суда, по сути, не исполняется, то как долго могут применяться меры административного воздействия и когда они должны быть ужесточены? В законе нет чёткого ответа на этот счёт, и его следует подготовить.

Яровая предложила в отношении такого рода правонарушителей, независимо по каким основаниям ранее их лишили прав, привлекать к ответственности в точном соответствии с тяжестью содеянного.

Следующая возможная мера воздействия на любителей «поиграть в шашечки» на трассах — конфискация орудия преступления. Хотя по закону транспортное средство таковым сегодня не признается, но было бы правильнее, если бы появилась норма, квалифицирующая источник повышенной опасности как орудие преступления.

Вопрос изъятия автомобилей злостных пьяниц-нарушителей мог бы носить пресекательный характер и превентивный на будущее — чтобы не совершались преступления впредь. При этом, по словам Яровой, парламентарии должны чётко предусмотреть в законе все нюансы, чтобы не пострадали законопослушные водители.

Что такое опасное вождение

В 2016 году в нормативных актах были прописаны признаки опасного вождения, но с тех пор много чего случилось, ситуация на дорогах изменилась, да и в обществе созрело негодование по отношению к лихачам. Особенно это касается блогеров, которые нарушают ПДД, а потом публикуют видео в соцсети и бахвалятся «подвигами». Некоторых ловят, но наказание следует после длительного доказательства вины водителей, которые продолжают лихачить, провоцируя молодых интернет-пользователей на подражание.

Яровая предложила Минюсту и ГИБДД точно сформулировать актуальный взгляд на существующие правовые меры воздействия в отношении лихачей, их адекватности текущей ситуации. В том числе нужно точно прописать в законе, что такое в принципе опасная езда.

То, что предлагает сейчас ГИБДД, слишком расплывчато, из-за чего под квалифицирующие признаки могут попасть простые автолюбители, случайно совершившие тот или иной манёвр на дороге. А имеются в виду именно отъявленные нарушители, лишённые прав, но продолжающие «играть в шашечки» и создавать на дорогах аварийные ситуации, отметила Ирина Яровая.

Ирина Яровая © пресс-служба Госдумы

Замначальника ГУОБДД МВД Владимир Кузин пообещал уточнить критерии, по которым водители будут причисляться к злостным правонарушителям. В недельный срок предложения направят в Госдуму.

Член Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Дмитрий Вяткин («Единая Россия») назвал ещё одну проблему, связанную с гонками на машинах, снятых с учёта. По оценкам экспертов, таких автомобилей только в Москве несколько тысяч. Таким образом, видеокамера фиксирует нарушение, но так как автомобиль не зарегистрирован в системе учёта, оштрафовать лихача нельзя. На этот счёт в ГИБДД также пообещали подготовить  предложения.

В Общественной палате есть мнение

Опасное вождение следует понимать не только как совокупность следующих друг за другом нарушений, оно нуждается в более конкретном определении и выделении в отдельный состав правонарушений. Об этом «Парламентской газете» сказал зампредседателя комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов.

Понятие «опасное вождение» внесли в ПДД в 2016 году. В него входит ряд нарушений, ранее уже описанных в правилах. Это, в частности, невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству при перестроении, перестроение при интенсивном движении, несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала, резкое торможение, препятствование обгону.

Вождение считается опасным, если водитель совершил несколько нарушений, следующих друг за другом, напомнил Александр Холодов. При этом может иметь место как многократное нарушение одного из пунктов, так и нарушение разных пунктов. Ещё один признак — водитель создал ситуацию, при которой движение его автомобиля или попутных транспортных средств стало опасным для людей и имущества.

За каждый из перечисленных манёвров существует свой штраф, а за опасное вождение он пока отсутствует, прокомментировал член ОП. По его словам, в проекте нового КоАП такой штраф планируют ввести, однако определение опасного вождения не совсем точное.

«Если есть возможность определить одно нарушение и наказать за него, то зачем ждать, когда будет совершено несколько, — прокомментировал Холодов. — На практике за такие манёвры наказывают, только если произошло ДТП».

Опасное вождение нужно определить таким образом, чтобы его можно было выделить в отдельный состав, зафиксировать и подтвердить с помощью камер видеонаблюдения, добавил общественник.