Все о пенсиях в России

04.12.2024Россиянам напомнили, какой будет пенсия без стажа работы

03.12.2024Россиянам напомнили, что перерыв в работе не влияет на страховой стаж для пенсии

03.12.2024Депутат Гаврилов предложил освободить от НДФЛ пенсии работающих пенсионеров

Куда жаловаться на некачественную медпомощь по ОМС

Права пациентов помогут защитить руководство медорганизации, страховая компания, Росздравнадзор или суд

06.08.2023 14:00

Автор: Карина Тиванова

Куда жаловаться на некачественную медпомощь по ОМС
  © Тимур Ханов/ПГ

В России действует система обязательного медицинского страхования, поэтому практически у всех жителей страны есть полис. По этому документу можно поправить свое здоровье в больницах, поликлиниках, ФАПах, диспансерах и других медучреждениях. Качество врачебной помощи проверяет Федеральный фонд ОМС. И судя по отчету организации, не всегда хорошо. Об этом говорится в письме фонда, которое ведомство отправило в свои территориальные отделения.

Есть претензии

За 2021—2022 годы Фонд ОМС выявил 140 нарушений в работе региональных отделений. Среди них неэффективная трата средств ОМС. К примеру, «оказание медицинской помощи после даты смерти пациента», указали авторы исследования. То есть человек умер, а по документам его лечили, и за это получили деньги из фонда. Такое происходило в Адыгее, Чечне, Республике Алтай, Ставропольском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, Владимирской, Вологодской, Кемеровской, Костромской, Самарской и Челябинской областях.

Проверяющие нашли нарушения и при лечении коронавирусной инфекции. В Кузбассе «тяжелых» пациентов лечили «при отсутствии достаточного количества лекарственных препаратов», сказано в документе, а оформлялась такая некачественная медпомощь по полной стоимости.

В Республике Алтай в нескольких случаях не соблюли сроки проведения внеплановой медэкспертизы, чтобы провести противоопухолевую терапию, в Коми лечение онкологии шло не в соответствии со схемой лекарственной терапии. Врачи в Воронежской области применяли медикаменты, которые и вовсе отсутствовали в схеме лечения. А жителям Владимира не рассказали публично в СМИ о том, что проходит диспансеризация.

В Госдуме попросят Росреестр рассудить дачников

Кто спешит на помощь

Если людям в поликлинике, ФАПе, больнице оказали некачественную или неэффективную медицинскую помощь, например, отказали в направлении на дорогостоящее обследование, предложили заплатить за лечение, которое должно быть бесплатным, не провели назначение, исследование, нагрубили, свои права можно и нужно защитить. Сделать это помогут в разных организациях.

Но начать лучше с руководства медучреждения, где произошла неприятная ситуация, посоветовал читателям «Парламентской газеты» зампредседателя Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов. «Если человеку нагрубили, к примеру, то, конечно, нужно обратиться к руководству клиники, главному врачу или его заместителям, написать обращение, если не получилось поговорить лично. Если в медучреждении никак не реагируют, то написать жалобу в министерство или департамент здравоохранения региона. Но, как правило, ситуацию исправляют после обращения к главному врачу», — отметил депутат.

По его словам, можно пожаловаться и в страховую компанию, выдавшую полис ОМС. Там должны разобраться в ситуации, ознакомиться с медицинской картой, историей болезни и оценить, насколько качественно пациенту оказали помощь.

© Игорь Самохвалов/ПГ

Также письменную жалобу человек может отправить в Росздравнадзор или Роспотребнадзор. Если контролирующие органы найдут ошибки и недостатки в работе медиков, то пациент вправе обратиться даже в суд. Это поможет, к примеру, взыскать компенсацию за некачественное лечение по ОМС.

Что сбоит в системе

Системные проблемы в сфере здравоохранения есть, особенно на первичном уровне, признал Сергей Леонов. По его мнению, основных — три.

В первую очередь, это недостаток кадров, причем не хватает и узких специалистов, и терапевтов. Из-за этого нагрузка на врачей увеличивается в разы, пояснил парламентарий. «Конечно, если нагрузка большая, а иногда в два-три раза превышает нормативы, из-за переутомления врачи могут ошибаться, не успевать в установленный срок прийти по вызову. Это издержки кадрового дефицита», — не сомневается Леонов.

Вторая проблема — нехватка оборудования. Несмотря на программу модернизации первичного звена, такие трудности есть. «Бывает, человеку надо УЗИ сделать, а аппарат в ремонте. Понятно, что пациент будет недоволен, и справедливо. Иногда приходится идти в платную клинику», — продолжил депутат.

Третье, что мешает эффективной работе, — подушевой норматив финансирования поликлиник, когда деньги выделяют на каждого прикрепившегося к медучреждению. Это не совсем справедливо, считает политик, ведь контингент у клиник может быть разный. «Представьте микрорайон, где живут преимущественно люди молодые или среднего возраста. Они не будут часто приходить в поликлинику. Значит, у врачей нагрузка меньше, зато эффективность больше. А если население в основном пожилое, то и обращений, и медицинских услуг понадобится больше», — объяснил Сергей Леонов. А финансирование — одинаковое.

Читайте также:

• Взносы в фонд ОМС за детей и пенсионеров предложили выплачивать из госказны