Все о пенсиях в России

20.04.2024Какие выплаты положены при выходе на пенсию

20.04.2024Бессараб рассказала, как индексируют пенсию после ухода на заслуженный отдых

18.04.2024В Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

Как снять стресс от коронавируса у детей и справиться с ним самим

Пережить пандемию без потрясений поможет соблюдение простых правил

Тема: Коронавирус COVID-19: что надо знать

08.04.2020 16:40

Автор: Ольга Шульга

Как снять стресс от коронавируса у детей и справиться с ним самим
Николай Говорин. Фото: Михаил Нилов / ПГ

В условиях распространения коронавирусной инфекции важно сохранить не только физическое здоровье, но и психическое. Как уберечься от повышенной тревожности самим и не «заразить» ею детей  «Парламентской газете» рассказал заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья, врач-психиатр, доктор медицинских наук, профессор Николай Говорин.

- Николай Васильевич, как объяснить происходящее детям, как в их присутствии можно себя вести и как нельзя?

- Здесь важен дифференцированный подход — всё зависит от возраста ребёнка, и соответственно, его возможности самостоятельно понимать, что происходит.

До пятилетнего возраста ребёнок еще не может в полной мере осознавать содержательную часть происходящего, он принимает  только внешнюю сторону события. И если  родители находятся в тревожном беспокойстве, панике,  то это  безусловно будет отражаться на ребёнке самым негативным образом, так как дети в этом возрасте копируют эмоциональное поведение взрослых. 

Очень важно в присутствии ребёнка вести себя правильно: не демонстрировать тревожность, состояние эмоционального тупика, безысходности. Тем более для таких состояний нет никаких причин.

Напомню, до трёх лет ребёнок на любой стресс реагирует сомато-вегетативными реакциями, например, у него может начаться необъяснимая, на первый взгляд, рвота, или повысится температура,  могут быть различные вегетативные реакции.

По мере взросления, в частности, после четырех лет сильный стресс у ребёнка реализуется собственно аффективными  реакциями — это могут быть страхи, в том числе  навязчивые, которые могут отражать содержательную сторону психотравмирующих событий и могут закончиться болезнью -  неврозом.

В этой связи очень важно в присутствии ребёнка вести себя правильно: не демонстрировать тревожность, состояние эмоционального тупика, безысходности. Тем более для таких состояний нет никаких причин.

- Как объяснить происходящее детям старшего возраста, например, школьникам?

- Со старшими детьми надо обсуждать происходящее, объяснять, что никакой катастрофы нет, что это временные трудности, что весь мир в такой ситуации и выйти из неё важно с новым полезным опытом. Важно донести до  ребёнка, что в государстве «всё под контролем», что существует эффективная система  здравоохранения, которое,  кстати, на фоне других стран сейчас действительно выглядит очень неплохо.

К слову, убежден, что после окончания пандемии в мире будет проведен серьезный критический анализ национальных систем здравоохранения.

Для школьников полезно составить распорядок дня, чтобы они были максимально заняты: завтрак, уроки, дополнительные занятия, например, рисование, помощь маме, игры.  Не должно быть поведенческого хаоса, надо и в этих закрытых условиях для ребенка-школьника создать систему. 

Для детей младшего возраста важно игровое перевоплощение — если ребёнок испытывает стресс, игры могут стать психотерапией в домашних условиях. При этом игры должны носить  позитивно-конструктивный характер.

А вот от постоянного просмотра новостей ребёнка лучше поберечь. Кстати, в сложившейся ситуации постоянно, с утра до ночи, следить за новостями не нужно и взрослым — такая «бдительность» также может повысить тревожность. С одной стороны, люди должны быть в курсе происходящих событий, но с другой, замыкаться только  на пандемии и ее последствиях точно  не следует. Не стоит также злоупотреблять книгами и различными фильмами по этой проблеме.

- Чем посоветуете заняться, чтобы снять тревожность?

В ВОЗ рассказали, почему на время карантина стоит воздержаться от употребления алкоголя
- Периодом самоизоляции стоит воспользоваться, чтобы посвятить себя домашним делам, хорошим книгам, например, классике, разбору каких-то домашних документов, архивов, пересмотреть фотографии, сделать семейные альбомы, больше времени проводить с детьми, играть с ними в развивающие игры.

Эта ситуация должна укрепить эмоциональные контакты членов семьи. Нам всегда не хватает времени на воспитание детей, мы всё пытаемся делать бегом, на ходу, сейчас же появилась возможность «остановиться».

- Чего сейчас делать категорически нельзя?

- Впадать в панику. И, что очень важно, злоупотреблять алкоголем, который, особенно крепкий, угнетает иммунитет, а соответственно, любое заболевание из-за этого может протекать намного тяжелее. Кроме того, злоупотребление алкоголем может привести к росту бытовой преступности — в таких случаях она всегда активизируется.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 8260

Ещё материалы: Николай Говорин