Как Дорога жизни стала Дорогой бессмертия

80 лет назад по льду Ладожского озера в блокадный Ленинград прошли первые автомобили с продовольствием.

22.11.2021 16:05

Автор: Никита Вятчанин

Как Дорога жизни стала Дорогой бессмертия
Валентина Матвиенко © Пресс-служба Совета Федерации

Легендарный грузовик-полуторка, благодаря которому в обескровленный блокадой Ленинград доставили более миллиона тонн продуктов и спасли сотни тысяч человеческих жизней, увековечен в мемориальной памяти России — памятник «машине-солдату» установлен перед музеем «Прорыв» в Ленинградской области. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко считает, что теперь грузовик вновь в строю. Только сегодня он призван спасать от гибели не людей, а память о тех, кто погиб, спасая жизни других. Об этом она сказала во время телемоста, посвящённого 80-летию открытия дороги по льду Ладоги.

Две зимы непрекращающегося подвига

«Каждая полуторная машина везёт продовольствие на 10 тысяч пайков, на 10 тысяч человек. Водитель, спасай эти жизни!» — такое пронзительное напоминание встречало каждую машину, которая шла по Дороге жизни в блокадный Ленинград. Начало было положено 22 ноября 1941 года, когда по льду Ладожского озера пошёл первый грузовик ГАЗ-АА — знаменитая полуторка повезла продовольствие в миллионный город, в котором на тот момент оставалось менее 800 килограммов муки. В обратном направлении грузовики везли людей, чтобы спасти их от голодной смерти.

Так продолжалось изо дня в день в течение двух зим. И каждый рейс был настоящим подвигом, который сформулирован в известной евангельской истине: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». Акватория Ладоги насквозь простреливалась фашистами, а чтобы проехать с одного берега на другой, надо было преодолеть около 30 километров. Водители гибли, но никому и в голову не могло прийти отказаться от смертельно опасных рейсов.

По этой причине полуторки запускали в основном ночью — двигались на огни чудом сохранившегося Осиновецкого маяка. Но ключевую роль играли девушки-регулировщицы на голом льду Ладоги — в холод и вьюгу они не выпускали из рук керосиновые лампы, сигнализируя водителям, чтобы те не попали в полынью.

Защищая Дорогу жизни, не щадили себя военные — лётчики, стрелки, моряки. В жесточайших условиях дежурили на озере водолазы, чтобы вытащить уходящие под лёд грузовики, людей, продовольствие.

Эстафета памяти

А лёд Ладоги часто не выдерживал — машины уходили под воду. Такая судьба постигла и полуторку, которую достали со дна озёра в октябре 2020 года: инициатором подъёма выступил замглавы Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Дмитрий Василенко. Поисковые отряды вытащили машину со дна, на котором она пролежала без малого 80 лет, реставраторы совершили «обыкновенное чудо», придав грузовику почти идеальный внешний вид.

Именно этот автомобиль 22 ноября 2021 года установили в качестве памятника перед музеем «Прорыв блокады Ленинграда». Во время телемоста, посвящённого 80-летию открытия Дороги жизни, Валентина Матвиенко заявила, что так «машина-солдат» возвращается в строй: «Только теперь ей предстоит выполнять не боевые, а воспитательные задачи — нести эстафету памяти, чтобы молодое поколение знало и помнило, какой ценой досталась нам наша Победа».

Читайте также:

• Валентина Матвиенко: До войны слова «блокадник» не было в русском языке • «Полковушку» с Невского пятачка передали в музей истории битвы за Ленинград • Со дна Ладоги подняли погибшую на Дороге Жизни «полуторку»

Между тем поисковые работы на Ладоге не прекращаются: как заверил замминистра обороны Геннадий Жидко, этот большой проект будет продолжен. И новые артефакты, которые уже передают в музеи, найдут своё место как на действующих, так и на новых площадках. Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко рассказал, что власти региона уже полностью восстановили после пожара музей в Кобоне — знаменитый Дом Прокофьева, где располагался штаб по приёму эвакуированных блокадников.

Восстановлена сыроварня барона Фредерикса, где находится музей лётчиков, защищавших небо над Ладогой. «9 мая следующего года мы откроем новый музей — в деревне Кокорево, в сохранившемся старом деревянном здании, где выдавали путёвки на рейсы водителям, работавшим на Дороге жизни», — сообщил глава региона.

© Пресс-служба Совета Федерации

В наши дни эта трасса не исчезла, она превратилась в Дорогу бессмертия, так считает Валентина Матвиенко. И таковой, отметила спикер, она останется, если новые поколения россиян не растеряют память о подвигах наших предков. Чтобы эстафета памяти не прерывалась, Совет Федерации объявил о начале общероссийского конкурса видеоблогов и детских рисунков, посвящённого спасению людей на трассе 101. А лейтмотивом этой эстафеты стали строки блокадной поэтессы Ольги Берггольц:

«Дорогой жизни шёл к нам хлеб

Дорогой дружбы многих к многим

Ещё не знают на земле

Страшней и радостней дороги».