Со дна Ладоги подняли погибшую на Дороге Жизни «полуторку»

После реставрации грузовик, перевозивший грузы в блокадный Ленинград, а его жителей на большую землю, займёт место в музее

Со дна Ладоги подняли погибшую на Дороге Жизни «полуторку»

Фото: пресс-служба Совета Федерации

Всего восемь километров не дотянула «полуторка» до посёлка Кобона, где в годы блокады заканчивалась Дорога Жизни. Она погибла в неравном бою и ушла под лёд. На дне Ладожского озера она пролежала почти 80 лет, пока 24 октября её не подняли поисковики.

Под обстрелом

Подъём машины из озера — лишь середина работы. Ему предшествовал поиск, подводные обследования грузовика. Впереди — реставрация и изучение архивных документов. В основном это дело энтузиастов.

«У нас очень интересный состав экспедиции, — рассказал первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Дмитрий Василенко. — Здесь и политики, и сотрудники МЧС, военные и обычные работяги, для которых поисковая работа стала смыслом жизни. И у всех глаза горят. Потому что понимают, каким важным делом заняты. Потому что вот она — история, буквально под ногами и у нас с вами».

Фото: пресс-служба Совета Федерации

В Петербурге и Ленинградской области посёлок Кобона знают все. В блокадные годы именно сюда по Дороге Жизни шли машины с эвакуированными из осажденного города. Назад грузовики возвращались с бесценным грузом — продуктами и медикаментами. Караваны «полуторок» ходили по льду Ладоги до середины весны, даже когда лёд едва выдерживал вес машины.

«Знаете, сколько ещё их лежит на дне? Сотни, если не тысячи!» — воскликнул Василенко.

Каждый год поисковики находят и поднимают погибшие грузовики. Тот ГАЗ-АА, легендарная «полуторка», что подняли 24 октября, лежал всего в восьми километрах от Кобоны.

«Машина погибла в неравном бою, — уверен Дмитрий Василенко. — Пока мы не можем сказать точно — артиллерийский снаряд или авиабомба уничтожили грузовик. Да и не важно это сегодня. Важно другое. То, что благодаря огромной работе, проделанной поисковиками, у нынешнего поколения будет ещё одна возможность прикоснуться к истории. Истории скорби, истории подвига нашего народа».

Своим ходом

Нынешний год был объявлен президентом Владимиром Путиным Годом памяти и славы. Совет Федерации поддержал президентскую инициативу, а спикер палаты регионов Валентина Матвиенко поручила организовать экспедиции на Дорогу Жизни и Невский пятачок. Эта работа не ограничится лишь 2020 годом — уже есть огромные планы на будущее.

Фашисты прекрасно знали, какие грузы идут в блокадный Ленинград. Знали, что в Кобону из города везут детей и женщин. Артиллерия фон Лееба и фон Кюхлера целенаправленно обстреливала единственный путь, связывавший осаждённый город с большой землёй. Лётчики Келлера круглосуточно патрулировали небо над Ладогой. Они не брезговали даже одиночными целями. Так, скорее всего, и погибла поднятая со дна «полуторка».

Для сенатора от Ленинградской области Дмитрия Василенко эта экспедиция — не первая. В июне он участвовал в поднятии со дна Невы полковой пушки. Сейчас реставраторы заканчивают восстановление орудия, и скоро оно займёт почётное место в музее «Прорыв блокады Ленинграда».

Дмитрий Василенко (в центре) Фото: пресс-служба Совета Федерации

«Это огромный труд, в котором задействованы не только те, кто непосредственно участвует в подъёмах с глубины или раскопках на местах боёв, — уточнил Василенко. — Многие ведь остаются «за кадром». Те же реставраторы, на плечи которых ложится самая, пожалуй, ответственная часть работы. Они буквально из ничего воссоздают то, что казалось на первый взгляд безвозвратно утерянным».

«Полуторку» решили отправить на реставрацию в Шлиссельбург. Там, на Невском судоремонтном заводе, уже накоплен большой опыт по восстановлению техники времён войны.

«И ребята там отличные, — заверил Василенко. — Не удивлюсь, если эта полуторка приедет в музей своим ходом».

Ещё одно имя станет известным

Останки погибшего водителя обнаружить не удалось. Но он теперь, скорее всего, перестанет оставаться в числе безымянных героев войны. Его имя намерены установить поисковики — по номеру машины через архивные документы. Так что в Музее Дороги Жизни, куда собираются поместить после реставрации полуторку, возможно, рядом появится и стенд с фотографией героя.

Этот музей выбран не случайно. Он стоит у маяка Осиновец, где и начинался путь на Кобону. Именно отсюда ушёл в свой последний рейс водитель поднятой со дна «полуторки».

Пока же экспедиция, организованная Советом Федерации, продолжает свою работу. Уже определены новые места для поиска техники и останков погибших. Ладожское озеро и Невский пятачок хоть и нехотя, но постепенно возвращают тех, кто так и не вернулся с самой страшной войны в истории.

Самой же дороге, ставшей для ленинградцев не только трассой, но и символом жизни, в сентябре будущего года исполнится 80 лет. И все эти годы она постепенно раскрывает свои страшные тайны. Сколько их ещё у неё в запасе — не знает никто. Поэтому экспедиции закончатся не скоро: 71 километр — это бесконечно много.

Автор: Вадим Кузьмин

Просмотров 1401

26.10.2020 00:00

Пример



Популярно в соцсетях