Пленарное заседание Совета Федерации

10:56Матвиенко предложила вернуться к вопросу страхования жилья от ЧП

00:00Генпрокурор России выступит перед сенаторами с ежегодным докладом

IT-гигантов могут обязать открыть представительства в России

Тема: Пленарное заседание Госдумы 1 июня 2021 года

01.06.2021 13:17

Автор: Анастасия Яланская

Законопроект: № 1176731-7

IT-гигантов могут обязать открыть представительства в России
  © PEXELS

Интернет-ресурсы с суточной аудиторией более 500 тысяч российских пользователей могут обязать создать филиалы или представительства для работы в России. Соответствующий законопроект депутаты Госдумы приняли в первом чтении 1 июня.

Законопроект разработан группой депутатов во главе с председателем Комитета Госдумы по информполитике Александром Хинштейном и сенатором Алексеем Пушковым, возглавляющим Комиссию Совфеда по информполитике и взаимодействию со СМИ. Документ направлен на регулирование деятельности иностранных организаций и граждан в Интернете на территории России.

Предлагается установить, что владельцы зарубежных информационных ресурсов должны будут создать филиалы, открыть представительства или учредить российские юридические лица, которые должны будут в полном объёме представлять интересы головных компаний и являться основным каналом взаимодействия российских регуляторов с ними на территории России. Если законопроект будет принят, такие обязанности также распространятся на провайдеров хостинга, операторов рекламных систем и организаторов распространения информации в Интернете.

Эти компании должны будут также завести личные кабинеты на сайте Роскомнадзора, разместить на своём сайте специальную электронную форму для обратной связи с российскими гражданами и организациями.

Пушков: IT-гиганты могут давить, но перебороть государство не получится

Александр Хинштейн уточнил, что документ касается ресурсов, ежесуточная российская аудитория которых составляет более 500 тысяч человек на протяжении как минимум трёх месяцев. Важным критерием является также распространение информации на русском языке, реклама, ориентированная на российского потребителя, или обработка данных о россиянах. Сейчас под требование закона подпадают около 20 зарубежных информационных ресурсов. В том числе это соцсети Facebook, Instagram, TikTok, Twitter, видеохостинг YouTube, поисковая система Google, мессенджер WhatsApp.

«Мы сталкиваемся с очень непростой ситуацией, когда крупнейшие IT-ресурсы, которые активно работают на территории Российской Федерации, ориентируют свой продукт, в том числе рекламного характера, на российскую аудиторию и при этом отказываются от какого-либо конструктивного диалога с Россией в разных её сферах — начиная от государства и заканчивая гражданами, пользователями, общественными организациями, СМИ», — сказал Хинштейн.

По его словам, сегодня такой диалог зачастую односторонний. Это подтверждает ситуация с Twitter, в адрес которого Роскомнадзор направил 24 тысячи требований об удалении запрещённого контента — например, о пропаганде наркотиков, детской порнографии и суицида, но компания так и не отреагировала, привёл пример депутат.

Россиян не оставят без Google и Facebook

Если компания не будет соблюдать требования, сначала её будут стимулировать к их выполнению экономическими мерами. Так, например, пользователям сообщат о нарушении ресурсом российских законов, а самой компании запретят размещать рекламу и рекламировать сам сайт, ограничат платежи и переводы через этот ресурс. Также могут запретить выдавать ресурс в поисковиках, замедлить трафик работы или даже заблокировать, хотя, как отметил Хинштейн, парламентарии надеются, что прибегнуть к таким мерам не придётся.

Комментируя законопроект, председатель Госдумы Вячеслав Володин отметил, что подобный механизм взаимодействия с IT-гигантами — обычная правовая практика многих стран. «Мы предлагаем «гостю», который неплохо обосновался в нашей стране и зарабатывает большие деньги, жить и отвечать по российским законам, а не по своему «уставу», спрятанному в одной из западных или иных столиц»,  — подчеркнул Володин в своём телеграм-канале.

Также он обратил внимание, что у зарубежных компаний была возможность пойти по пути саморегулирования.

«Не пошли. Значит, необходимо законодательное регулирование, в том числе введение соответствующих мер понуждения, экономических прежде всего», — добавил Володин.

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в апреле.