Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин беседует с президентом Российской академии наук Юрием Осиповым на расширенном заседании Президиума Российского исторического общества / Фото ИГОРЯ САМОХВАЛОВА «РФ СЕГОДНЯ»
На заседании президентского Совета по межнациональным отношениям Владимир Путин заявил о необходимости подготовки единого учебника истории России для средней школы, который, по его словам, был бы написан хорошим русским языком и лишен внутренних противоречий, а также двойных толкований. Инициатива главы государства вызвала оживленную дискуссию на страницах газет и журналов, в телеэфире и социальных сетях.
Споры велись и ведутся не столько вокруг вопроса, какой быть концепции нового учебника, сколько вокруг проблемы альтернативности. Станет ли это единое учебное пособие и единственным в своем роде, или все же ученикам дадут возможность изучать различные взгляды ученых на прошлое нашей страны?.. Ответ на этот вопрос дало расширенное заседание Президиума Российского исторического общества, посвященное определению концептуальных подходов к подготовке нового поколения учебников по истории России для средней школы, которое провел его председатель, спикер Государственной Думы Сергей Нарышкин.
Одной книги, по которой все без исключения учились бы в обязательном порядке, не будет. Учебников может быть несколько, но от нынешнего учебного разнобоя школа постепенно уйдет. По большому счету, и сейчас в школе учатся в основном по двум-трем учебникам истории, остальные используются в незначительном количестве.
Ученые поддержали идею такой «умеренной альтернативности». Например, директор Института всеобщей истории Александр Чубарьян не видит острой необходимости в едином учебнике, поскольку нынешние пособия «не отличаются друг от друга». С экономической точки зрения такое изобилие (сейчас допущено к преподаванию 17-20 учебников), по мнению министра культуры Владимира Мединского, крайне расточительно для бюджета. Так что назрела необходимость создания, как подчеркнул Сергей Нарышкин, исторического канона, согласно которому, в едином учебном пособии будет представлен установленный набор фактов и событий, а также отражены все «болевые точки» отечественной истории. Однако, по его словам, при его разработке нельзя забывать про альтернативную точку зрения. У школьных педагогов должна оставаться возможность рассказывать школьникам различные версии.
Предполагается, что уже к 1 ноября этого года будет подготовлена концепция нового учебника.
Николай ЛАШКЕВИЧ