Игорь Баринов: За время СВО межнациональных конфликтов стало меньше

Федеральному агентству по делам национальностей удалось разрешить за три года более двухсот ситуаций, связанных с межэтническими и межконфессиональными противоречиями

24.05.2023 00:00

Автор: Валерий Филоненко

Игорь Баринов: За время СВО межнациональных конфликтов стало меньше
Игорь Баринов. © Сергей Бобылев/ТАСС

Попытки вбить клин между национальностями и конфессиями в нашей стране находят слабый отклик в российском обществе. Наоборот, можно говорить о снижении числа конфликтных ситуаций. Социологические опросы показали сплочение и поддержку СВО подавляющим большинством россиян. В целом же в 2022 году показатель общероссийской гражданской идентичности вырос на 3,9 пункта и составил 94,2 процента. Об этом в интервью «Парламентской газете» рассказал руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов накануне «правительственного часа» в Государственной Думе с его участием, который состоится сегодня, 24 мая.

- Игорь Вячеславович, как вы оцениваете эффективность государственной национальной политики в период СВО?

- Федеральное агентство по делам национальностей после начала специальной военной операции на территории Украины фиксирует возрастающее информационное влияние из-за рубежа, направленное на дестабилизацию ситуации внутри России. В первый месяц проведения СВО соответствующие показатели выросли сразу в полтора раза. За весь 2022 год выявленные информационные поводы, связанные с негативным влиянием внешнего информационного воздействия, составили более 42 процентов от всего количества выявленных инфоповодов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. В 2023 году рост внешнего воздействия продолжился, за 4 месяца увеличившись на 56 процентов по отношению к аналогичному периоду 2022 года.

- То есть можно сказать, что чем хуже положение ВСУ, тем активнее попытки спровоцировать недовольство и противоречия на межнациональной и межрелигиозной почве в России?

- Именно так. Наши враги ведут целенаправленную политику по дестабилизации ситуации внутри России и развалу страны путем стравливания наших народов, пропаганды «деколонизации» и эксплуатации старого заезженного мифа об «империи зла». Они пытаются дискредитировать проведение СВО, преувеличить потери Вооруженных сил Российской Федерации среди представителей народов России. Продвигается тезис о том, что СВО является для них «чужой войной». Особый акцент делается на народы, исповедующие ислам, представители которых якобы не должны сражаться на стороне России. Оголтелой критике подвергаются деятели Русской православной церкви, не желающие осуждать проведение СВО. Одновременно отмечаются попытки распространения идеологии сепаратизма и русофобии.

- И насколько преуспели наши оппоненты?

- Несмотря на предпринимаемые нашими противниками усилия, попытки дестабилизации ситуации в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений на территории России находят слабый отклик в российском обществе. Наоборот, исходя из данных системы мониторинга, можно говорить о снижении числа межнациональных и межрелигиозных конфликтных ситуаций. А если учесть результаты социологических опросов, справедливо говорить о сплочении и поддержке проведения СВО со стороны подавляющего большинства россиян. Небольшая прослойка недовольных лиц, пытающихся выступать против нашей армии и государства, быстро маргинализируется. Можно констатировать, что основные положения государственной национальной политики — ее приоритеты, цели, задачи выдержали испытание в условиях проведения СВО.

- Что делает агентство для снижения уровня межэтнической напряженности и сокращения количества конфликтов на национальной почве?

- Важный инструмент профилактики — мониторинг, в том числе с помощью государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций. В настоящее время региональные сегменты системы мониторинга развернуты в большинстве субъектов Федерации. Создание Ситуационного центра ФАДН России в 2022 году позволило значительно увеличить объем выявляемой информации, способной оказать негативное влияние на состояние межнациональных и межконфессиональных отношений, а также наладить оперативное взаимодействие с региональными органами исполнительной власти с целью своевременной выработки мер профилактики конфликтных ситуаций.

- Информацию агентство научилось получать и обрабатывать, а как с практическими результатами?

- При выявлении информации противоправного, в том числе экстремистского, характера ФАДН направляет соответствующие материалы в Генеральную прокуратуру, Главное управление по противодействию экстремизму МВД и иные компетентные органы для принятия мер противодействия. Благодаря своевременному выявлению очагов межнациональной и межконфессиональной напряженности за последние три года удалось предотвратить эскалацию более двухсот конфликтных ситуаций, в том числе связанных с армяно-азербайджанскими противоречиями, проявлениями этнического экстремизма, неонацизма, массовыми нарушениями общественного порядка трудовыми мигрантами.

Читайте также:

• Мигрантов обучат хорошим манерам

- Насколько изменилось социальное самочувствие россиян за время СВО, чего стало больше — объединительных моментов в их поведении или разобщения? Каков уровень гражданской идентичности на сегодня?

- Практически половина опрошенных отмечает, что специальная военная операция не оказала существенного влияния на их отношение к другим национальностям. Вместе с тем более трети россиян считает, что проведение СВО повлияло на межнациональные отношения. Больше всего об этом говорят в приграничных субъектах. Самый высокий процент зафиксирован в Белгородской области - 57,5 процента. Лучше стали относится к представителям кавказских народов, белорусам, бурятам, хуже — к украинцам. В целом же большинство респондентов оценивает СВО как фактор, консолидирующий российское общество. По сравнению с 2021 годом (90,3 процента) в 2022-м показатель общероссийской гражданской идентичности вырос на 3,9 пункта и составил 94,2 процента.

- Достаточно ли сегодня правовых механизмов для реализации национальной госполитики на системной основе?

- В целом система государственной национальной политики в нашей стране выстроена. Сфера нашей деятельности носит межведомственный характер, в связи с чем правовая основа базируется в том числе на комплексе отраслевых нормативных правовых актов. Между тем отсутствие «собственного отраслевого» федерального закона порождает проблемы правоприменения, в том числе в сфере государственного управления и бюджетного процесса. Мы сейчас работаем над проектом федерального закона, который определит основы реализации государственной национальной политики, установит основные цели, задачи и принципы правового регулирования, основы деятельности органов публичной власти, а также институтов гражданского общества по формированию и реализации государственной национальной политики. Федеральный закон будет способствовать и дальнейшему развитию финансовых механизмов реализации государственной национальной политики.

- А этих финансовых механизмов сегодня хватает?

- Бюджет отрасли немногим более двух миллиардов рублей, что, конечно, не может быть достаточным. Требуются консолидированные усилия и со стороны федерального бюджета, и со стороны субъектов и муниципалитетов. В частности, регионами слабо финансируются или не финансируются совсем мероприятия, направленные на социально-культурную адаптацию иностранных граждан и их интеграцию в российское общество.

- Есть ли понимание накануне «правительственного часа» в Госдуме, какие проблемы национальной повестки больше всего интересуют депутатов?

- Да, такое понимание сложилось. Основной массив интересующих депутатов вопросов обусловлен темой «правительственного часа» — о реализации государственной национальной политики. Также высокий интерес проявляется к проводимой нами работе в новых субъектах России, традиционно в поле зрения депутатов вопросы казачества, защиты прав коренных народов. Значительная часть вопросов посвящена социально-культурной адаптации иностранных граждан.

В силу ряда причин ФАДН ошибочно воспринимается как основной орган государственной власти, уполномоченный вырабатывать и реализовывать миграционную политику. Наша компетенция в этой сфере ограничивается вопросами социально-культурной адаптации иностранных граждан. Мы всегда открыты для диалога с депутатами и надеемся, что сможем дать исчерпывающие ответы на заданные вопросы.

Правда за нами