Неэтичное использование Георгиевской ленточки хотят запретить

«Единая Россия» собирается проработать вопрос об определении правового статуса символов Победы

Неэтичное использование Георгиевской ленточки хотят запретить Коллаж: Михаил Нилов

Депутаты готовят ряд поправок в федеральное законодательство, в том числе — закон «О рекламе», регламентирующих  использование общеузнаваемых символов Победы Великой Отечественной войны в коммерческой рекламе.

Ночь Победы в модном клубе

«…Всем пришедшим с георгиевской лентой на баре бонус. С 00.00 каждый час — минут бесплатного алкоголя в ночь Победы. Старт в 23.00», — манит посетителей реклама на сайте модного столичного клуба.  Рекламная  картинка с полуобнажённой красоткой щедро усыпана изображением ордена Отечественной войны и  увита георгиевскими лентами.

Споры о том, вызывает ли такая реклама прилив патриотизма или, напротив,  чувство отторжения,  идут уже несколько лет.

«В мой адрес поступают многочисленные обращения с просьбой обратить внимание на циничную эксплуатацию символов Победы в коммерческих целях. В настоящее время юридический статус георгиевской ленты нигде не прописан, также нет определения и других символов Победы, к которым относят образ солдата-освободителя Красной армии, образы Маршалов Победы», — рассказал «Парламентской газете» заместитель секретаря Генсовета партии «Единая Россия» Евгений Ревенко.

По словам депутата, в самое ближайшее время он с коллегами  собирается проработать  правовой статус таких символов, внеся поправки в закон о рекламе.

В настоящее время юридический статус георгиевской ленты нигде не прописан, также нет определения и других символов Победы, к которым относят образ солдата-освободителя Красной армии, образы Маршалов Победы.

«Тем самым мы защитим символы Великой Победы и ту смысловую нагрузку, которая в ней заложена, от неэтичного и потребительского применения, — подчеркнул  Ревенко. —  Есть вопиющие случаи, когда, например, георгиевская лента и другие неофициальные символы Победы становятся основными атрибутами ночных вечеринок в клубах и барах, размещаются на алкогольной продукции. Всё это вынуждает законодателей вмешаться в ту сферу, где мы ранее полагались только на морально-этические нормы и понимание того, что значит уважение к истории своей страны и памяти героев-освободителей».

По мнению члена Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, представителя от исполнительного органа государственной власти города Севастополя Андрея Соболева, есть совершенно пошлые случаи использования символов Победы, и это недопустимо.

«Мне кажется, что в законопроекте, который готовят коллеги из Госдумы, должен быть предусмотрен некий «коридор», в каких случаях использование таких символов употребимо, а в каких — нет», — уточнил свою позицию «Парламентской газете» сенатор.

С ним соглашается и первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин (КПРФ).

«Здесь нужно соблюсти правильный баланс, — сказал «Парламентской газете» депутат. — С одной стороны, совершенно точно не место патриотическим символам во всякого рода сомнительной рекламе, с другой — не нужно ограничивать граждан, если они хотят выразить своё отношение к таким символам. Нужен совершенно чёткий текст законопроекта».

Не перегнуть бы палку

Идея более жёстко регламентировать использование символов Победы не нова. Несколько лет назад  лидер фракции ЛДПР в Госдуме  Владимир Жириновский выступил с инициативой о запрете на использование символов победы в потребительской сфере. Член Общественной палаты РФ, руководитель федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев в 2014 году обратился к президенту страны Владимиру Путину с просьбой рассмотреть вопрос «о необходимости установления законодательного запрета на использование в рекламе алкогольной продукции образов и символов, олицетворяющих героическую победу нашей страны».

27 апреля член Общественной палаты Москвы Василий Дубенко заявил, что в Москве общественники будут проводить специальные рейды против неправильного использования символов Победы в Великой Отечественной войне. В частности, Дубенко называл неэтичным размещение георгиевской ленточки на автомобилях или сумках. Пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков в ответ заявил, что уже 8 лет носит георгиевскую ленточку на сумке и гордится этим.

По мнению первого заместителя председателя Комиссии Общественной палаты России по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Сергея Маркова, использование святых символов Победы неэтично и аморально.

«И поэтому должно регулироваться этикой и моралью, то есть общественным осуждением, — пояснил  Марков «Парламентской газете».

По его мнению, законодательно этот вопрос регулировать не нужно, достаточно мнения общественности.

«Вот в случае прямых надругательств, например, надругательства над Вечным огнём или памятником погибшим воинам нужно регулировать, остальные случаи — нет», — добавил он.


Справка

Пока — на усмотрение судьи

В настоящее время порядок использования изображения георгиевской ленты, а также другой военно-патриотической символики действующим законодательством не урегулирован. Суды же решают вопрос о нарушении или ненарушении законодательства при использовании таких символов не всегда одинаково.

К примеру, в  мае 2010 года один из столичных банков разместил в Московском метрополитене и на уличных перетяжках рекламу вклада «Победа-652, признанную впоследствии решением ФАС России по городу Москве ненадлежащей. В рекламе были использованы слоган «Сделай свой вклад победным!», образ скульптуры «Родина-мать зовёт!» и изображение георгиевской ленты. Впоследствии суд подтвердил, что указанная реклама нарушает часть 6 статьи 5 закона о рекламе, поскольку в ней использованы оскорбительные образы в отношении объектов культурного наследия народов России.

Ненадлежащей была признана судом  и  реклама оконного профиля, размещённая несколько лет назад в Красноярске. На картинке был изображён солдат в военной форме времён Великой Отечественной войны и подпись «Отдаём за 1300 рублей! Мы отобрали у немцев лучшее!» Далее указывалось название немецкой фирмы, выпускающей профиль.

Однако часто такие судебные процессы затягиваются. К примеру, Арбитражный суд Липецкой области в  постановлении об использовании георгиевской ленты в рекламе телевизоров со слоганом  «Победные цены» указал, что изображение георгиевской ленточки как символа воинской славы и празднования Дня Победы является общеизвестным в России, однако порядок использования ленты законодательно не урегулирован. Не содержится в законодательстве и её официального описания или изображения. В отсутствие прямого запрета на использование в рекламе изображения георгиевской ленты спорная реклама может рассматриваться как нарушающая ч. 6 ст. 5 закона о рекламе только при признании использованного в ней образа оскорбительным, что в большинстве случаев труднодоказуемо.

Источник: Гарант.ру

Обсуждайте эту статью в нашей официальной группе на «Одноклассниках»!



Автор: Дмитрий Олишевский

Ещё материалы: Андрей Соболев, Олег Смолин, Сергей Марков

Просмотров 8397

03.05.2017

Популярно в соцсетях