Эдуард Исаков: надо поддерживать самозанятость инвалидов и их семей

Современные тенденции интеграции людей с инвалидностью в разных сферах жизнедеятельности как можно быстрее должны стать закономерностью, считает сенатор

Эдуард Исаков: надо  поддерживать самозанятость инвалидов и их семей   ФОТО: Юрий Паршинцев

По данным Министерства труда и социальной защиты РФ, к началу этого года показатель занятости инвалидов составил 25%. Планируется, что к 2020-му работу получит половина людей трудоспособного возраста с инвалидностью. О возможных вариантах решения проблем, с которыми приходится сталкиваться при реализации этой задачи, рассказал член Комитета по социальной политике Совета Федерации Эдуард Исаков.

- Эдуард Владимирович, на ваш взгляд, достаточны ли меры, принимаемые федеральными и региональными органами власти, для решения проблемы обеспечения рабочими местами инвалидов, имеющих квалификацию и возможность работать?

- Проблема занятости людей с инвалидностью остаётся актуальной на протяжении многих лет, несмотря на то, что органы власти в разные годы принимали меры для её решения, однако существенных изменений не происходило. В последние годы решение этих проблем активизировалось. Приоритетные меры реализуются по таким направлениям, как повышение доступности и качества профессионального образования инвалидов; содействие выпускникам с инвалидностью, успешно завершившим обучение в учреждениях высшего и среднего профобразования, в трудоустройстве; поддержка работодателей, принимающих на работу инвалидов.

Согласно разделению полномочий между министерствами и их подведомственными структурами, ведущая роль в содействии трудоустройству и поддержке занятости инвалидов принадлежит Минтруду РФ и подведомственной ему службе занятости. Для достижения Минтрудом запланированного процента занятости инвалидов — 50% к 2020 году — предложены дополнительные меры к уже действующим. Среди них можно отметить формирование региональных фондов квотирования; поддержку предприятий, которые будут создавать рабочие места выше региональной квоты; учёт специфики инвалидности по отдельным особенностям конкретного человека — по нозологии, группе инвалидности, уровню профессионального образования и другим.

- И успешно реализуются эти проекты?

- Что касается поддержки предприятий, предоставляющих рабочие места инвалидам, настораживает, что установленным порядком предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат по трудоустройству, в том числе созданию рабочих мест, предусматривается возможность срока трудоустройства инвалида не менее шести месяцев.

Несмотря на то, что восьмой год происходит реализация Государственной программы «Доступная среда», безбарьерная доступность для инвалидов применительно к производственным зданиям и помещениям остаётся низкой.

Такая возможность - мистификация деятельности по трудоустройству и мистификация занятости инвалидов. Особенно, когда речь идёт о выпускниках профессиональных образовательных организаций. В этом деле следует разобраться Минтруду с привлечением общественных организаций и научной общественности. Весьма важно обеспечить доступность для инвалидов помещений, в которых расположены рабочие места, а также решение вопросов транспортной доступности. Несмотря на то, что восьмой год происходит реализация Государственной программы «Доступная среда», безбарьерная доступность для инвалидов применительно к производственным зданиям и помещениям остаётся низкой. В лучшем случае установлен пандус, который далеко не всегда для инвалида безопасен.

Ещё одна проблема касается оплаты труда. Согласно ТК РФ, работник принимается на работу на основе трудового договора, представляющего собой соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется «предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определённую этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего распорядка».

В этом контексте весьма сомнительной является инициатива Минтруда РФ об установлении определённой минимальной планки уровня заработной платы инвалидов при отмене региональных надбавок к пенсии. Работодатель принимает на работу не инвалида, а работника с инвалидностью. Как работник тот в рамках социально-трудовых отношений рассматривается на основе приоритетных критериев, которыми являются уровень профессионального образования, наличие компетенций и квалификации, соответственно занимаемой должности и должностных обязанностей. Оплата его труда должна соответствовать трудозатратности, сложности и иным требованиям, которые установлены работодателям трудовым договором.

Большую роль в подготовке специалистов из числа людей с инвалидностью играют профессиональные образовательные организации. В 2015 году Минобрнауки России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, образовательными организациями начинает работу по содействию трудоустройству выпускников образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций.

Важным аспектом такой деятельности становится содействие трудоустройству выпускников из числа инвалидов. Эта работа продолжается и в настоящее время. Несомненно, данное содействие важное, но всё же оно не относится к профильной функции вузов, у которых нет соответствующих полномочий и возможностей, а потому отдача от такой работы малоэффективная. Выпускники с инвалидностью имеют немного шансов реализовать своё право на труд с учётом полученного профобразования. Только треть из них в своей трудовой жизни работают по специальности. Более половины инвалидов, завершив обучение в вузе или среднем специальном учебном заведении, вовсе не могут найти работу.

- Не могут или не хотят? Как вы считаете, нет ли сегодня проблемы отсутствия заинтересованности в получении рабочего места, в реализации своего человеческого потенциала у этой категории?

- Да, иждивенческие настроения у инвалида имеют место. На практике роль инвалидов в выстраивании своей трудовой жизни заниженная, они всё время остаются в парадигме патернализма, зависящими  от всех, с кем им приходится взаимодействовать в процессе медико-социальной экспертизы, профобразования, трудоустройства, сохранения занятости.

Слишком часто инвалиду прямо или косвенно дают понять о его ограничениях по состоянию здоровья и неспособности быть полноценным работником. Такие ограничения в трудовой деятельности, как правило, гиперболизируются из-за нежелания или неумения должностных лиц, уполномоченных решать вопрос обеспечения реальной адаптации условий труда на конкретном рабочем месте с учётом потребностей конкретного инвалида. Это не что иное, как дискриминация гражданина РФ в области реализации своего права на труд и свободно избранную занятость.

На заседании Правительства 9 марта 2017 года Дмитрий Медведев говорит о необходимости «создавать условия, чтобы у них была возможность найти нормальную работу, получать за эту работу справедливую зарплату, достигать профессиональных успехов и, что самое важное, жить полной жизнью и чувствовать себя нужными и самодостаточными». Это очень чёткая формулировка о праве инвалида самому находить себе работу. Но, к сожалению, такой поход не получает сегодня должного практического развития.

- Что необходимо сделать, чтобы трудоустройство инвалидов стало обычной практикой на открытом рынке труда?

- Современные тенденции интеграции инвалидов в разных сферах жизнедеятельности как можно быстрее должны стать закономерностью, в том числе содействие трудоустройству специалистов и иных категорий работников с инвалидностью. Но пока этого не произошло, государству необходимо поддерживать специализированные предприятия, созданные общественными организациями инвалидов, социальными предпринимателями, некоммерческими организациями. Безусловно, надо поддерживать самозанятость инвалидов и их семей.

Опросы работающих и ищущих работу инвалидов, проводимые разными научными, образовательными, общественными и иными организациями, свидетельствуют о том, что современный работодатель всё ещё настороженно относится к инвалидам как к работникам. Эту ситуацию можно минимизировать в процессе производственных практик студентов. Такие практики могут стать для человека с инвалидностью стартом успешной трудовой жизни и навыков поиска достойного рабочего места. А работодателя нужно убедить, что работник с инвалидностью принципиально не отличается от других работников, которые инвалидами не являются.

Кроме того, надо повысить роль служб занятости на местах в плане их активного вовлечения людей с инвалидностью в трудовую деятельность. У этих служб накоплен опыт работы с инвалидами, они реализуют целевые программы в этой области, умеют работать с вузами и ссузами, и, конечно, с работодателями.

Недостаточная успешность их работы по трудоустройству инвалидов связана, по моему мнению, с тем, что сам персонал этих служб недостаточно осведомлён о трудовом потенциале  таких людей. С таким менталитетом вряд ли можно убедить работодателя в способностях работника с инвалидностью к эффективной занятости.

Любые, самые благие начинания в отношении какой-либо категории  населения, в том числе и инвалидов, поддерживаются обществом, когда государство в лице уполномоченных им органов власти и управления, а также их должностных  лиц, способно свои решения полноценно исполнять, контролировать ход реализации запланированных мер, не скрывать причины и следствия неудач, исправлять ошибки.

К выработке  решений, касающихся проблем инвалидов, необходимо привлекать высококвалифицированных, профессионально компетентных специалистов. Исполнители этих решений,  в том числе госслужащие, должны проходить непрерывное повышение квалификации и обязательно не реже одного раза в три года обучаться по программам ДПО с продолжительностью этих программ не менее 72 часов. Это в полной мере относится к ДПО по тематике содействия трудоустройству людей с инвалидностью и поддержки их занятости. В этом деле много упущений, что отражается негативно на качестве проектирования и реализации решений в интересах инвалидов по разным аспектам профориентации, профобразования, трудоустройства, занятости.



Ещё материалы: Эдуард Исаков

Просмотров 1868

10.05.2017

Популярно в соцсетях