Цифровое обучение становится заложником экосистем

В 2020 году рынок онлайн-образования в России увеличился на 30-35% в сравнении с доковидным периодом, но уже обозначились проблемы

17.07.2021 00:00

Автор: Валерий Филоненко

Цифровое обучение становится заложником экосистем
  © Pexels

Одной из таких проблем считается выход на рынок крупных компаний, у которых достаточно ресурсов для привлечения лучших преподавателей и методологов из стартапов, что приводит к монополизации и кадровому голоду на рынке. Другой проблемой выступает отсутствие единых стандартов предоставления образовательных услуг на цифровых платформах. Об этом говорится в Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования, опубликованной 14 июля на сайте Минобрнауки.

Разработать и утвердить стратегию Президент России Владимир Путин поручил кабмину в начале 2021 года. Также, согласно поручению главы государства, до 1 сентября должны быть утверждены и региональные стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, соцсферы и госуправления. За это отвечают главы регионов.

Монополизация и кадровый голод

Интерес россиян к инновационным образовательным практикам за последние два года значительно возрос на фоне пандемии COVID-19. Рынок онлайн-образования в России увеличился на 30-35% в сравнении с доковидным периодом, а выручка IT-компаний в 2021 году увеличилась на 172,73%. При этом аналитики выделяют несколько ключевых проблем, с которыми сталкиваются российские программисты в процессе разработки и использования цифровых сервисов образовательных услуг.

Одной из них считается выход на рынок крупных компаний, таких как Mail.ru Group (Учи.ру, GeekBrains, Skillbох, SkillFactory, Алгоритмика) и «Яндекс» (Яндекс.Практикум). У столь крупных игроков, отмечают эксперты, достаточно ресурсов для привлечения лучших преподавателей и методологов из стартапов, что приводит к монополизации и кадровому голоду на рынке.

Ещё один щекотливый момент, касающийся экосистем, ранее в интервью «Парламентской газете» обозначил первый зампредседателя думского Комитета по финрынку Игорь Дивинский. Хотя экосистемы и удобны, но, по его словам, есть и другая стороны медали: «Они всё отслеживают. А значит, нам могут предлагать продукт, который нам совсем не нужен. Ведь в бизнесе всё построено на извлечении максимальной прибыли».

В своей стратегии Минобрнауки выделяет также отсутствие единых стандартов предоставления образовательных услуг на цифровых платформах. Это приводит к тому, что обучение по одной и той же специальности в разных школах приводит к получению разного объёма знаний и навыков.

Все онлайн-курсы в одном месте

Впрочем, этого можно избежать, объединив информацию обо всех онлайн-курсах в стране на базе государственной информационной системы «Современная цифровая образовательная среда». Уже создан автоматизированный сервис психометрической аналитики, интегрированный в качестве подсистемы портала online.edu.ru (информационный ресурс «одного окна»), который обеспечивает доступ к сотням российских онлайн-курсов. Как поясняют в Минобрнауки, функционал сервиса доступен всем пользователям, зарегистрированным на портале.

«Анализ данных онлайн-курсов при помощи сервиса позволяет улучшать содержание онлайн-курсов, оптимизировать контент под различные группы студентов, осуществлять оценивание более объективно и, как результат, повышать эффективность обучения», — говорится в стратегии цифровой трансформации.

Ещё одним полезным цифровым сервисом в сфере образовательных услуг выступает платформа «Поступление в вуз онлайн», запущенная в июне 2020 года. Тогда к ней подключили 54 вуза, но в текущем году ещё 137 учебных заведений будут принимать документы онлайн, а с 2022-го система распространится на всю страну. С помощью сервиса абитуриенты смогут выбрать вузы для поступления, направить заявление о зачислении с приложением необходимых документов, а также узнать о датах дополнительных вступительных испытаний. Кроме того, есть возможность отслеживать своё место в конкурсных списках, управлять согласием на зачисление и узнать о зачислении, получив уведомление. Все эти функции доступны из личного кабинета на портале госуслуг и не требуют посещения вуза.

Что предлагает Минобрнауки

В стратегию цифровой трансформации вошли следующие проекты: «Датахаб», «Архитектура цифровой трансформации», «Цифровой университет», Единая сервисная платформа науки, «Маркетплейс программного обеспечения и оборудования», «Цифровое образование» и «Сервис хаб».

© Pexels

Проект «Цифровой университет» предполагает создание цифровых сервисов в сфере науки и высшего образования, которые охватят все виды бизнес-процессов вузов. В рамках него планируется разработать, в частности, «Маркетплейс сервисов» и механизм межведомственного сетевого взаимодействия вузов. Все мероприятия направлены на повышение цифровизации и эффективное внедрение сквозных технологий в деятельность вузов, подведомственных Минобрнауки. 

Единая сервисная платформа науки — проект, направленный на создание и развитие единой экосистемы сервисов для проведения исследований и разработок. Цель — повышение их качества и доступности, а также снижение затрат на постоянные и переменные издержки.

«Маркетплейс программного обеспечения и оборудования» станет единой средой взаимодействия образовательных организаций и поставщиков оборудования и ПО. Также в рамках проекта создадут единые инструменты мониторинга цифровизации учебных заведений.

В свою очередь, проект «Цифровое образование» призван повысить уровень цифровых компетенций обучающихся, научно-педагогических работников, а также сформировать компетентную команду управления цифровой трансформацией.

Как отметили в Минобрнауки, цель проектов — достижение высокой цифровой зрелости отрасли науки и высшего образования. Она будет считаться достигнутой, в том числе если все образовательные организации высшего образования получат базовый уровень цифровой зрелости, внедрят целевую модель цифрового университета. 

Лучше поздно, чем никогда

Минобрнауки опоздал с принятием подобного документа лет на 20, считает первый зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. «К сожалению, за последнее допандемийное время ранее созданные электронные университеты были закрыты. Считалось, что через электронное обучение в российское образование проникает халтура, хотя халтура может проникать через любое обучение. Ситуацию резко поменяла пандемия. Все бросились не в электронное обучение, а переводить обычное обучение в онлайн-формат. Но это не то же самое, что электронное обучение», — пояснил депутат «Парламентской газете».

В таких условиях принятие Минобрнауки стратегии цифровой трансформации очень важно, считает Смолин. Но важно также, чтобы стратегия была «соразмерной возрасту тех, кто обучается».

«Лучше поздно, чем никогда. Но я считаю, что нужно крайне осторожно применять цифровые технологии в начальной школе, очень осторожно — в основной, больше — в старшей школе. При этом должна быть возможность для создания электронных университетов. Мы единственная страна из большой двадцатки, где такие университеты были, но успешно ликвидированы в процессе разного рода контрольных процедур», — отметил парламентарий.

Смолин добавил, что серьёзное развитие электронного обучения требует серьёзных вложений со стороны государства. «До сих пор в России универсальной платформы для обучения не существует и многие российские вузы и школы пользуются иностранными платформами», — уточнил законодатель.