Теракт в «Крокус Сити Холле»

вчераСледствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

вчераСК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

вчераНа массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

Автозимники хотят признать дорогами

Сезонные трассы необходимы северным регионам, но слишком дорого обходятся местным бюджетам

Тема: Пленарное заседание Совета Федерации 14 декабря 2022 года

14.12.2022 14:24

Автор: Дмитрий Литвинов

Автозимники хотят признать дорогами
  © Илья Наймушин/РИА Новости

Лишь треть автодорог Якутии имеет твердое покрытие, а 26 тысяч километров трасс в республике — сезонные. Повышение транспортной связанности региона, уверена спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, это главная задача местных властей, в решении которой должен помочь федеральный центр. Об этом она заявила во время «часа субъекта» 14 декабря.

Проблемы большого региона

Якутия — самый большой российский регион, он занимает пятую часть всей территории страны. Это крупнейшее территориально-административное образование в мире. Край вечной мерзлоты, великих рек, тайги и тундры, алмазов и золота, где проживают 130 народов. Республика, по словам ее главы Айсена Николаева, лидирует среди субъектов Дальнего Востока по объему валового регионального продукта и занимает пятое место в России по добыче полезных ископаемых.

Но большая территория — это и серьезный вызов развитию субъекта, который в условиях разворота российской экономики на Восток приобретает особое значение. Обеспечить экспортное доминирование России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, по мнению Айсена Николаева, поможет развитие транспортной инфраструктуры — существующие сейчас коридоры созданы для потребностей экономики 70-80-х годов прошлого века и не соответствуют современным: «Для полноценного вовлечения возможностей Якутии в экономический оборот страны нужен сквозной автомобильный проезд из Восточной Сибири к Охотскому морю».

Отсутствие в законодательстве четкого определения понятия «северный завоз» и его механизмов не позволяет сформировать единый алгоритм для поставок грузов в удаленные районы Крайнего Севера, отметил глава Госсобрания Якутии Алексей Еремеев. Законопроект о северном завозе разработан при активном участии сенаторов, добавил он. Сейчас документ находится на согласовании в Правительстве.

Как исполнить мечту

Проводить дни субъекта в Совфеде стали десять лет назад, а начиналась традиция именно с дней Якутии, напомнила Валентина Матвиенко. С тех пор дни этой республики в палате регионов проходили трижды, что тоже рекорд. Нынешняя серия мероприятий посвящена сразу двум юбилеям — 390-летию вхождения Якутии в состав России и столетию образования Якутской ССР. Республика живет завтрашним днем — представляет и уже реализует суперсовременные проекты и идеи, сказала спикер после посещения тематической экспозиции в Совфеде.

Валентина Матвиенко © пресс-служба Совета Федерации

А еще Якутия — самый кинематографический регион страны, сообщила Матвиенко. Ежегодно там снимают десятки художественных полнометражных фильмов, многие из которых отмечены призами международных конкурсов. «Не удивлюсь, если ваш «Сахавуд» вскоре станет заменой Голливуду», — улыбнулась спикер.

Транспортные проблемы республики, по словам Валентины Матвиенко, требуют особого внимания, ведь только 20,9 процента населения живут в зоне круглогодичного транспортного сообщения. Реконструкции требуют аэропорты, сильно устарел вертолетный парк, ну а главная мечта якутян — строительство моста через реку Лену. «Этот проект включен в план федерального бюджета на 2025 год, но нужно постараться начать эти работы раньше, чтобы как можно быстрее люди почувствовали улучшения», — заключила Матвиенко.

Врачи едут в Арктику

О развитии сезонных автодорог — автозимников, которых в Якутии большинство, говорили накануне на заседании Комитета Совфеда по экономической политике. Автозимники никак не регулируются законом, хотя на их содержание уходят большие силы и средства регионального бюджета, по ним с конца января до начала апреля в труднодоступные районы республики завозят почти миллион тонн жизнеобеспечивающих грузов, рассказал Айсен Николаев.

Если понятие «сезонная автомобильная дорога» появится в федеральном законе, это позволит выделять деньги на их обустройство и содержание, в том числе из дорожного фонда. Предложение поддержал глава экономического комитета Андрей Кутепов. Он попросил присоединиться к разработке законопроекта сенаторов от Якутии, чтобы документ как можно скорее ушел на обсуждение в Правительство.

Пилотный проект новой модели первичной специализированной медпомощи в Арктической зоне представили на заседании Комитета Совфеда по социальной политике. Жители отдаленных районов получат доступ к консультациям узких специалистов, всю необходимую помощь им будут оказывать на постоянной основе, отпадет необходимость выезда на лечение и обследование в райцентры. «Республика работает инновационно, другим регионам есть смысл изучить этот опыт», — прокомментировала проект вице-спикер Совфеда Галина Карелова.

Сенаторы также поддержали строительство нового здания республиканской клинической инфекционной больницы на 245 коек в Якутске и двух многофункциональных спортивных залов. По программе Минкульта в 2023-2025 годах 660 миллионов рублей выделят на развитие 14 объектов, в том числе семи домов культуры, пяти музеев, театра и центра культурного развития.