Анатолий Аксаков: «кредитного взрыва» не будет, Центробанк контролирует ситуацию

С октября вводятся единые показатели предельной долговой нагрузки на граждан

Анатолий Аксаков: «кредитного взрыва» не будет, Центробанк контролирует ситуацию

Анатолий Аксаков. Фото: Юрий Инякин / ПГ

О новшествах в законодательстве, которые позволят бороться с закредитованностью россиян и банковскими мошенниками, изменениях в микрофинансировании и ОСАГО в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

- Анатолий Геннадьевич, министр экономического развития Максим Орешкин заявил, что уровень потребительского кредитования вырос до опасной черты и в 2021 году «неизбежен взрыв на этом рынке». Что делать?

- Я не разделяю ни этого мнения, ни таких прогнозов. Да, некоторая напряжённость на рынке потребкредитов есть, часть населения имеет по три-четыре и больше кредитов, постоянно перекредитовывается из-за невозможности обслуживать свои займы. Но в целом ситуация стабильна, тем более что регулятор держит её под контролем.

30 заседаний провёл за весеннюю сессию Комитет Госдумы по финрынку. На них было рассмотрено 134 вопроса. К обсуждению на пленарных заседаниях были подготовлены 42 собственных и 26 соисполнительских законопроектов, из которых принято 14 федеральных законов, а первое чтение прошло 16 законопроектов.
В апреле были повышены коэффициенты риска для банков, осуществляющих потребительское кредитование, что существенно снизило так называемый перегрев в этой сфере. С октября ещё больше ужесточаются требования к банкам: вводятся единые показатели предельной долговой нагрузки, исходя из платёжеспособности заёмщика, банкам станет крайне невыгодно давать деньги проблемным клиентам, у которых платежи по кредиту будут превышать 50 процентов доходов.

Там много разных новшеств, к примеру, госорганы будут участвовать в проверке реальных доходов заёмщиков, бюро кредитных историй начнут работать по единой методике, оценивая платёжеспособность и репутацию претендентов на кредиты. Другое дело, что, конечно, обслуживать кредиты многим людям становится трудней, реальные доходы растут не так, как хотелось бы. И здесь очень широкое поле деятельности для Минэкономразвития — наращивать валовый внутренний продукт, структурно перестраивать экономику, осуществлять без отставания национальные проекты, чтобы люди начали получать больше доходов.

- Как законы, разработанные при участии вашего комитета, повлияют на жизнь среднестатистического россиянина?

- Начну с микрофинансовых организаций (МФО), деятельность которых вызывала много вопросов. Мы законодательно ограничили процентную ставку по микрозаймам, которая с 1 июля не может превышать один процент в день, а с 2020 года переплата по МФО не сможет превышать полуторакратного размера займа. Кроме того, запрещено требовать исполнения обязательств по договору займа, заключённого с нелегальными кредиторами.

Другая проблема, с которой сталкивались клиенты МФО, - мошенничество, когда злоумышленники получали кредиты, используя паспортные данные третьих лиц, ничего об этом не подозревавших. Сейчас первое чтение проходит законопроект, который, в частности, инициировали [спикеры Совета Федерации и Государственной Думы] Валентина Матвиенко и Вячеслав Володин. В нём предлагается установить жёсткие требования к деловой репутации и квалификации менеджеров и владельцев МФО, а также повысить минимальный капитал такой компании до пяти миллионов рублей вместо существующих десяти тысяч. Всяких сомнительных личностей, липнущих к микрокредитованию, уверен, станет значительно меньше.

- Какие законы будут приоритетными в осеннюю сессию?

- Я выделил бы пакет законопроектов по цифровой экономике, который, пожалуй, вызывает наиболее острые дискуссии между Центробанком и контролирующими органами в части статуса криптовалют. Для граждан, очевидно, большое значение будет иметь новый порядок погашения долга, когда сумма платежа недостаточна для полного погашения. В этом случае проценты и сумма долга будут погашаться раньше, чем неустойка.

Другое значимое новшество мы планируем ввести в расчётах ОСАГО: его величина будет зависеть не только от дорожно-транспортных происшествий, совершённых водителем, но и от его манеры езды и, скажем так, дорожной репутации, которую станут определять по количеству совершённых и зафиксированных в ГИБДД нарушений правил дорожного движения. Чем больше нарушений — тем выше тарифы ОСАГО.

Планируем включить легковые такси в систему обязательного страхования ответственности перевозчика, она составит до двух миллионов рублей за причинение вреда здоровью или жизни каждого пассажира, страховку предлагаем оформлять на каждое транспортное средство, получившее разрешение на перевозку.

 

 

Автор: Юрий Скиданов

Ещё материалы: Анатолий Аксаков

Просмотров 1779

22.07.2019 16:34





Загрузка...

Популярно в соцсетях