Теракт в «Крокус Сити Холле»

14:09Еще один пострадавший в «Крокус Сити Холле» умер в больнице

13:42Reuters: В Таджикистане задержали девять человек по делу о теракте в «Крокусе»

12:58Горелкин: После «Крокуса» зарубежные IT-площадки повели себя «омерзительно»

Валерий Рязанский: МРОТ необходимо довести до прожиточного минимума

Отвечает ли наш Трудовой кодекс экономической ситуации в стране?

20.03.2017 14:23

Автор: Ольга Шульга

Валерий Рязанский: МРОТ необходимо довести до прожиточного минимума
  © Михаил Нилов/ПГ

Как часто стоит вносить в него изменения и какими они должны быть? Что говорит законодательство о защите прав работников? Об этом «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.

- Валерий Владимирович, как выглядит наше трудовое законодательство по сравнению с другими странами?

- Уверен, наш Трудовой кодекс — один из самых интересных и современных для переходных экономик, он отражает особенности того времени, в котором мы живём. И очень важно, что он своевременно обновляется. Если принять за основу теории, как это предлагают некоторые эксперты, что кодекс должен быть незыблемым и в него нельзя вносить изменения, то мы получим довольно косный документ, который не будет отражать реалии. За последнее время мы вносили в Трудовой кодекс поправки, касающиеся трудовой миграции, дистанционной работы, работы в информационных сетях, системы найма сотрудников с помощью специализированных агентств, механизмов сезонных привлечений работников. Конечно, нельзя менять трудовое законодательство раз в месяц. Я считаю справедливым принятое решение о том, что очередные изменения нужно вносить тогда, когда есть консенсус всех сторон — Правительства, законодателей, работодателей, работников, профсоюзов, и только после того, как практика докажет, что действующие нормы стали мешать развитию производительных сил страны. Такого рода изменения мы и вносим.

- Какие поправки в законодательство из тех, что были приняты за последнее время, вы бы назвали наиболее важными?

- Их очень много. Это и те, которые я уже упоминал, и запрет на использование заёмного труда, и установление предельных размеров соотношения зарплат руководителей и работников государственных учреждений и предприятий, и повышение ответственности работодателей за невыплату зарплат. Мы выровняли требования, которые предъявляются к российским и к иностранным работникам — устранили необоснованные преференции, которые были у работодателей при найме на работу работников из-за границы, так как иностранцы не подлежали ни социальному, ни пенсионному страхованию, для них не было необходимости приобретать медицинский полис. Всё это существенно удешевляло труд привлекаемого работника, дискриминируя права российских граждан.

Также я бы выделил принятый комплекс мер, облегчающих возвращение женщин с маленькими детьми на рынок труда после отпуска по уходу за ребёнком. Это и конкретные шаги по развитию гибких дистанционных форм занятости женщин с детьми и родителей, воспитывающих инвалидов, а также программа по обеспечению 100-процентной доступности дошкольного образования. Много внимания уделяется поддержке инвалидов на рынке труда. В соответствии с майскими указами президента, программными документами Правительства и Минтруда, для людей с ограниченными возможностями создаются новые рабочие места — по 14 тысяч в год. Это немало, хотя, конечно, недостаточно: в России 4 миллиона инвалидов с трудоспособном возрасте, из них работает только один миллион.

- С 1 июля 2016 года вступили в силу изменения в Трудовой кодекс, определившие порядок применения профстандартов. Что это даст работникам и работодателям?

- Давайте разберёмся. Что такое профстандарты? По сути, это перечень требований, которыми должен обладать каждый претендент на ту или иную вакансию. Другими словами, речь идёт о своеобразном «техническом задании», сформулированном экономикой для системы образования в нашей стране. Профстандарты дадут представление о том, каких специалистов не хватает нашей экономике, и позволят определить кадровые потребности на ближайшие 5-10 лет.

Бояться этого нововведения не стоит: новые требования ни коим образом не станут ущемлять права работников. К тому же у людей будет время адаптироваться к их введению. Напомню, в организациях государственного сектора внедрение профстандартов будет проходить поэтапно, до 2020 года. Работодатели организуют профессиональное обучение, повышение квалификации работников.

Напомню также о том, что в 2016 году было запущено развитие национальной системы профессиональных квалификаций. Такая оценка позволит выявить уровень знаний и умений работника даже в том случае, если он не имеет профессионального образования, и определить его потребность в дальнейшем обучении. Гражданин, успешно прошедший оценку квалификации, получит соответствующее свидетельство, которое может быть предъявлено при приёме на работу. При этом сама процедура является добровольной и не влечёт за собой каких-либо обязательных последствий.

- Над чем ещё придётся поработать?

- Ключевой задачей я бы назвал повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) до уровня прожиточного минимума. В Госдуме уже создана межфракционная рабочая группа, которая до начала осенней сессии 2017 года должна выработать предложения по решению этой задачи. Как не раз говорил глава Минтруда Максим Топилин, в Правительстве пока нет единого мнения по поводу конструкции, которая позволит это сделать. Обсуждается три основных варианта. Первый — это установление МРОТ на уровне прожиточного минимума в целом по России, второй — доведение МРОТ до регионального прожиточного минимума. Третий вариант — это введение почасовой заработной платы. В Минтруде считают экономически более взвешенным второй вариант.

Также нам надо работать над воплощением в жизнь положений Европейской социальной хартии. Напомним, Россия взяла на себя обязательства по ратификации Хартии ещё в 1996 году, когда вступала в Совет Европы. Документ был подписан в 2000 году, но только в 2009 году наша страна смогла ратифицировать подавляющее большинство его статей и положений. В частности, в 2009 году Россия ратифицировала статьи о праве на труд, праве на объединение, праве на коллективные переговоры, праве детей и молодёжи на защиту, праве семьи на социальную, правовую и экономическую защиту, праве на равные возможности и равное обращение в сфере занятости и профессиональной деятельности без дискриминации по признаку пола. Но после этого процесс растянулся по времени. А завершить его необходимо. Среди тех вопросов, над которыми ещё придётся работать, — повышение уровня минимального размера оплаты труда, сокращение младенческой и материнской смертности, увеличение пособия по безработице.

- Много внимания также уделяется охране труда…

- Это действительно так. И результат от предпринимаемых мер, бесспорно, есть. В прошлом году в России сохранилась тенденция — уже ставшая устойчивой — к снижению уровня производственного травматизма. Количество несчастных случаев с тяжёлыми последствиями (в том числе со смертельным исходом) по сравнению с 2015 годом уменьшилось на 5 процентов.

Нам нужно и дальше внедрять механизмы профилактики как травматизма, так и профессиональной заболеваемости.

Но нам нужно и дальше внедрять механизмы профилактики как травматизма, так и профессиональной заболеваемости, заниматься формированием систем управления охраной труда на каждом предприятии. Эти меры должны привести к сокращению уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве, а также к улучшению условий труда на двух миллионах рабочих мест до 2020 года. Необходимо тщательней следить за тем, чтобы работника своевременно «выводили» из вредных условий труда при обнаружении первичных признаков профессионального заболевания, внедрить комплексную реабилитацию пострадавших на производстве, включая раннюю и активную реабилитацию, для восстановления трудоспособности и возвращения к труду.

Напомню о госпрограмме «Безопасный труд» на 2018-2025 годы, в которой будут заложены алгоритмы решения всех этих задач.

- Какие, на ваш взгляд, самые сильные стороны нашего законодательства?

- Это, бесспорно, защита прав молодых мам: трёхлетний отпуск по уходу за ребёнком, выплаты пособий по беременности и родам, запрет на их привлечение к сверхурочной работе и отправлению в командировки, перевод будущих мам на другую менее тяжёлую работу, без вредных факторов. Напомню, за отказ в приёме на работу или увольнение беременных женщин и мам с маленькими детьми предусмотрена даже уголовная ответственность руководителя. В мире используются разные механизмы защиты прав женщин. Например, во многих странах Европы принято решение защищать их путём квотирования, это касается и участия женщин в политической деятельности, и их назначения на руководящие посты крупных корпораций. Однако этот метод, на мой взгляд, далеко не бесспорен. Получается, что женщина по умолчанию поставлена в уязвимое, слабое, по сравнению с мужчиной, положение, подразумевается, что собственными силами, знаниями и квалификацией она добиться равных позиций с мужчинами не может. А это несправедливо. Так что очень правильно, что в нашей стране используются не механизмы квотирования, а создаётся гибкая система поддержки, позволяющую женщинам успешно сочетать работу, семью и материнство.

- Важную роль в «отношениях» государства, работников и работодателей традиционно играют профсоюзы. Насколько они активны в нашей стране?

- Действительно, противоречия между трудом и капиталом будут всегда, они лишь меняют свои формы. Так что история профсоюзов России, которой уже больше 110 лет, позволила выработать стратегию и тактику современных движений. Напомню, в начале прошлого века первые профсоюзы выросли из малочисленных и разрозненных объединений трудящихся, создаваемых в ходе стачечного движения. В годы советской власти профсоюзы играли важную роль в ликвидации безработицы и неграмотности, в обеспечении продовольствием и топливом рабочих и их семей. Профсоюзы фактически выполняли функции социальной защиты наёмных работников, включая социальное страхование, курортное оздоровление и многое другое, что им тогда делегировало государство. Избранный в начале 90-х годов прошлого века руководством страны путь рыночных преобразований оказался чрезвычайно болезненным для трудящихся. Почти половина населения России оказалась за чертой бедности, разрушились традиционные экономические связи, закрылись промышленные предприятия, проявились проблемы моногородов. Единственной силой в обществе, которая последовательно защищала интересы трудящихся, были профсоюзы. Они отстаивали права человека, проводили массовые акции протеста, пикетирования, забастовки, вели переговоры с работодателями и представителями власти.

В настоящее время самое крупное объединение трудящихся — Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) — при взаимодействии с государством использует совсем другие рычаги, в первую очередь — социальное партнёрство. Это позволяет государству выполнять обязательства перед людьми наёмного труда на основании договорённостей. Причём это вовсе не означает, что профсоюзное движение становится «беззубым», просто в современных условиях появились другие инструменты, позволяющие добиваться нужного результата.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 3929