Российский парламент предложили подключить к проекту цифрового госуправления
С такой инициативой выступила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко
Обе палаты Федерального Собрания РФ пора подключить в пилотном режиме к государственной информационной системе (ГИС) «Нормотворчество», в которой уже работают пять федеральных министерств, — это «будет полезно не только для парламентариев, но и для Правительства». Об этом заявила 17 декабря председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на ежегодном совещании со статс-секретарями — замруководителя федеральных органов исполнительной власти, отвечающими за взаимодействие с законодателями и законотворческую работу на своем направлении. О главных темах встречи, на которой определяются приоритеты законодательной работы Российского государства, — в материале «Парламентской газеты».
Исполнительское мастерство
Взаимодействие обеих палат парламента с кабмином сегодня находится на самом высоком уровне. Об этом на совещании делали акцент и Валентина Матвиенко, и первый зампредседателя Госдумы Александр Жуков, и курирующий статс-секретарей вице-премьер, замруководителя аппарата Правительства России Дмитрий Григоренко. Последний привел показатели исполнительной дисциплины кабмина в сфере законотворчества.
Григоренко сообщил, что сегодня Правительством предоставляется в оговоренные сроки 99 процентов всех подзаконных актов (ПА), необходимых для того, чтобы принятый закон работал. «В среднем в год мы принимаем 1000-1100 подзаконных актов», — рассказал Григоренко.
Также, по его словам, в год из министерств и ведомств поступает порядка семисот отзывов на законопроекты. Из них, как сообщил Григоренко, положительными являются 25 процентов от общего объема.
Доклад под сукно
Впрочем, без критических замечаний на встрече не обошлось. Так, Александр Жуков отметил, что со сроками принятия подзаконных актов есть проблема: когда принимаемый Госдумой документ не является законом прямого действия, то хотя бы концепция необходимых для его действия ПА должна быть представлена в парламент к третьему чтению законопроекта. В противном случае, рассказал Жуков, возникают ситуации, когда в Правительстве, ссылаясь на высокую загрузку, просят отодвинуть сроки принятия закона, чтобы успеть представить необходимые документы.
А председатель Совета Федерации отметила, что в России сложилась практика, при которой государственные и национальные доклады от министерств и ведомств за прошлый год парламентарии получают только во второй половине года текущего. Например, госдоклад о положении семей с детьми за 2024 год Комитет Совета Федерации по социальной политике смог рассмотреть только в конце октября 2025 года.
При таком подходе весь труд аналитиков рискует «лечь под сукно» и вовсе превратиться в формальность, заметила Матвиенко. И попросила Правительство пересмотреть сроки подготовки ежегодных госдокладов — чтобы они, как это положено по законодательству РФ, направлялись в Совет Федерации в период весенней сессии. Вице-спикер палаты регионов Инна Святенко назвала конкретные сроки — до апреля каждого года.
Парламентская «цифра»
Сегодня в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» сразу в пяти министерствах запущен пилот государственной информационной системы ГИС «Нормотворчество» — в Минэкономразвития, Минэнерго, Минфине, Минприроды, Минюсте России. Оператором проекта назначено Минцифры. Речь идет, в частности, о цифровизации процессов по подготовке и согласованию заключений, официальных отзывов и поправок Правительства на законопроекты.
«Мы предлагаем подключить в пилотном режиме к этой системе палаты Федерального Собрания. Рассчитываем, что данный вопрос будет также оперативно урегулирован», — заявила Матвиенко.
Закон для оздоровления бизнеса
Отдельно обсудили вопрос реформирования института банкротства — законопроект, посвященный этой злободневной для компаний (особенно для малого и среднего бизнеса) теме, оттачивается Минэкономразвития еще с 2021 года. Вице-спикер Совета Федерации Николай Журавлев заявил, что сегодня стране как воздух нужны нормы закона о санации экономики, подразумевающие восстановление финансовой устойчивости закредитованного предприятия во избежание банкротства компании-должника.
«Сегодня, если возникает какая-то проблема с долгами, кредитор идет в суд, в результате чего у должника происходит блокировка счетов и остановка предприятий. И восстановить его работу, как правило, после невозможно. Но в нынешних условиях надо сделать все, чтобы не останавливать производства, не рушить цепочки поставок, сохранять рабочие места», — заявил он.
Журавлев предложил вариант: если с «большим» законом о банкротстве есть проблемы, то можно выделить из него блок норм о санации и принять их отдельным пакетом максимально быстро. Однако, по словам замглавы Минэкономразвития Александра Херсонцева, в министерстве все-таки рассчитывают на принятие всего закона о банкротстве, а не по частям.
На это Матвиенко заметила Херсонцеву: на фоне непростой ситуации в нашей экономике в стране происходит уже не банкротство, а ликвидация целого ряда предприятий малого и среднего бизнеса. «Невозможно работать четыре года над законом, который поддержал бы бизнес, который необходим! Время другое — оно требует динамики, оперативной реакции», — заявила спикер.
Она попросила Григоренко принять «командирское решение» и определиться: либо закон о банкротстве принимать быстро и целиком, либо принимать в ускоренном темпе «горящие» вопросы, которые пока зашиты в текст документа.
Ещё материалы: Валентина Матвиенко, Александр Жуков, Дмитрий Григоренко, Николай Журавлев, Инна Святенко




