Процедура лицензирования такси может измениться

Эксперты предлагают ряд мер по повышению безопасности перевозок

Процедура лицензирования такси может измениться Валерий Шарифулин / ТАСС

Объём российского рынка такси по итогам прошлого года составил 441 миллиард рублей. При этом теневая выручка отрасли оценивается в 116,4 миллиарда, отмечается в исследовании Аналитического центра при Правительстве РФ. Легализовать этот сектор может изменение правил в выдаче лицензии на такси. Разрешение нужно давать не на машину, а конкретному водителю, считают эксперты.

В Госдуме планируют легализовать агрегаторы в сфере такси

Сегодня в стране работает 338 тысяч такси, ещё 118 тысяч ведут свою деятельность нелегально. Из-за этого бюджет ежегодно теряет до семи миллиардов рублей потенциальных налоговых поступлений.

«Поэтому сейчас очень остро стоит проблема, как вывести таксистов из тени, — прокомментировал в пресс-центре «Парламентской газеты» генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. — При этом важно, чтобы изменения не вызвали недовольства в водительском сообществе — эта группа, как правило, очень активна и многочисленна. Особенно учитывая, что таксистом при желании может стать любой россиянин», — говорит эксперт.  

Деятельность такси у нас регулируется сразу несколькими федеральными законами, кроме того, свои правила может вводить и каждый регион. Из-за этого часто происходит путаница, считает координатор Общественного движения «Стоп Нелегал» Евгений Грэк. «Так называемый профильный закон о такси содержит лишь отдельные статьи, регламентирующие порядок организации, госрегистрации и осуществления деятельности этого вида услуг», — отмечает он.

В законодательство обязательно нужно вводить понятие «агрегатор в сфере такси.

При этом в законодательстве нет таких понятий, как агрегатор в сфере такси, технологическая платформа или информационная база данных. Поэтому известные компании, через приложения которых можно заказать автомобиль с водителем, на практике отказываются от статуса фрахтовщика, чтобы не нести ответственность за перевозку пассажиров.

«В связи с этим мы считаем, что в законодательство обязательно нужно вводить понятие «агрегатор в сфере такси», — сообщил член Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Сысоев (ЛДПР). Кроме того, депутат предлагает менять процедуру выдачи лицензии: разрешение нужно предоставлять не на конкретный автомобиль, а на самого водителя, чтобы пассажир знал, кто осуществляет перевозку. При заказе машины через мобильные приложения гражданину приходит сообщение с данными водителя, но на практике на исполнение заказа может приехать совершенно другой человек. Таким образом, закрепление ответственности агрегаторов приведёт и к повышению безопасности поездок.

Роль таксопарков могут пересмотреть

Впрочем, не только агрегаторы оказались вне законодательного поля. «Необходимо чёткое понимание, кто за что отвечает в сфере такси, — поясняет председатель правления Ассоциации диспетчерских служб такси Оксана Серебрякова. — Мы предлагаем признать все существующие формы такси: таксопарки, диспетчерские службы, службы обмена заказа. Также узаконить нужно и статус самого водителя, чтобы было понятно, какие требования к нему можно предъявить», — рассказывает она.

Чаще всего разрешения просто покупают — в любом регионе это можно сделать за 3-5 тысяч рублей.

В Москве, по данным Департамента экономической политики и развития, растёт количество выданных патентов такси: только в первом квартале 2016 года их число выросло на 37 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Впрочем, эксперты отмечают, что сегодня получить лицензию на такси самостоятельно почти невозможно — в отрасли процветает коррупция, поэтому сам факт наличия лицензии безопасности не гарантирует.

«Чаще всего разрешения просто покупают — в любом регионе это можно сделать за 3-5 тысяч рублей», — говорит президент Ассоциации инновационных перевозчиков легковым автотранспортом Сергей Ракша. И если получить лицензию в Москве ещё не так трудно, то в регионах информации об этом почти нет. Сведения о процедуре и её стоимости просто отсутствуют на сайтах местных департаментов транспорта.

В Ассоциации диспетчерских служб также настаивают на возрождении института таксопарков — сейчас они чаще всего используются только для стоянки автомобилей. Таксопарки, по мнению Оксаны Серебряковой, необходимо интегрировать с агрегаторами, чтобы водитель не мог работать без договора на обслуживание с предприятием по организации перевозок пассажиров. «Сейчас многие водители проводят за рулём по 15-17 часов, поэтому безопасность перевозок ставится под угрозу. В таксопарках же будут и медики, и механики, а значит, состояние водителя и его машины всегда будет под контролем», — говорит Серебрякова.

Кроме того, эксперты считают, что не лишним было бы введение обязательного профессионального обучения водителей. До 80 процентов таксистов приходят в эту сферу от безнадёги, говорит Сергей Ракша: новую для себя деятельность они рассматривают как временную, а потому зачастую не знают ни дорог, ни даже языка.



Автор: Мария Михайловская

Просмотров 1086

21.12.2016

Популярно в соцсетях