Все о пенсиях в России

12:26Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

00:00Как узнать размер будущей пенсии

вчераЧто потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

Музею Арктики и Антарктики грозит переезд?

Несговорчивость директора знаменитого петербургского музея стоила ему должности

01.02.2016 20:02

С 1 февраля Российский государственный музей Арктики и Антарктики начал новую жизнь. Знаменитый полярник Виктор Боярский, проработавший директором этого петербургского музея 20 лет, снят с должности. Таково было решение Росгидромета, владеющего учреждением: руководство не захотело продлевать контракт с Боярским.

Уголовщина без дела

Что ж, имеют право. Но причины, по которым это сделано, взбудоражили и петербуржцев, переживающих за музей, и всех, кто имеет отношение к полярным исследованиям.

Как объяснил СМИ заместитель руководителя Росгидромета Максим Яковенко, Боярский отправился в отставку, потому что против него возбуждены аж два уголовных дела. Их суть, правда, чиновник раскрывать не стал, так что общественность осталась не курсе, в чём подозревают экс-директора. Да что общественность — и сам Боярский не в курсе! Более того, он уверяет, что ни о каких уголовных делах понятия не имеет, хотя, по идее, должен был бы.

Ведь, согласно процедуре, дело не заводится с бухты барахты. Сначала проводится доследственная проверка материалов, и Боярского должны были вызвать на допрос, снять показания, тем более что он не скрывается и каждый день ходит на работу. Затем полагалось вручить ему постановление о возбуждении уголовного дела и привлечении в качестве подозреваемого или обвиняемого. И, наконец, в течение трёх суток суд должен был определить меру пресечения — оставить полярника под подпиской о невыезде, поместить под домашний арест или посадить в СИЗО. Ничего из этого с Боярским не произошло. Вывод напрашивается один: никаких уголовных дел нет, во всяком случае, пока. Что же тогда имел в виду Яковенко? Увы, выяснить это не удалось: на звонки «Парламентской газеты» замруководителя Росгидромета не ответил, равно как и на отправленное ему по электронной почте письмо.

- Я про эти непонятные уголовные дела не первый раз слышу, — вздохнул Виктор Боярский. — Глава Росгидромета Александр Фролов из-за них со мной общаться не хочет, ему сказали: чего говорить с Боярским, на него же дело завели! А дел никаких нет!

- Но контракт с вами продлевать не стали?

- Не стали.

- Когда вы об том узнали?

- Сразу после новогодних каникул. Пришёл приказ, что я работаю только до 31 января.

- Как отнёсся к этому коллектив?

- Написал письмо с просьбой оставить меня в должности — в Росгидромет. А ещё вице-премьеру Дмитрию Рогозину, который отвечает за полярников, министру культуры Владимиру Мединскому, министру природных ресурсов Сергею Донскому, у которого в подчинении Росгидромет — всего по двенадцати адресам.

- Сами сотрудников попросили?

- Я?! — в глазах Боярского вспыхнула обида.

Впрочем, как минимум одно дело всё-таки есть, но не уголовное, а гражданское: Росгидромет судится с экс-директором из-за недополученной прибыли. Мол, мог бы сдать помещение в аренду, но не сдал. Более того, это помещение бесплатно отдано фирме самого Боярского — агентству по организации полярных экспедиций. Все 90-е годы эта фирма, которая отнюдь не жировала, доплачивала сотрудникам музея, чтобы они могли прожить в суровые годы нищенских зарплат, брала на себя счета музея по коммуналке. А в 2008 году после смерти компаньона Боярского агентство вынужденно сменило юридический адрес и «прописалось» в музее.

- Так все сотрудники фирмы — это работники музея, они здесь и находятся на рабочих местах, и их работа напрямую связана с музеем, — объяснил бывший директор. — Росгидромет это знал и ничего не имел против, все понимали, что это просто необходимо. Помещение, которое выделили фирме, — это чистая формальность: 19 квадратных метров без окон. И оно используется для музея. Что, я должен был сдать его кому-то и деньги зарабатывать? Да нет у нас ни одного свободного метра для этого!

Но потом Росгидромет изменил позицию и насчитал 1,2 миллиона рублей недополученной прибыли за восемь лет. Суд тянется уже два года, и к рассмотрению дела по существу ещё не приступил. Так что был финансовый урон или нет — так до сих пор не ясно.

Переезд в никуда

Впрочем, всем, кто хоть немного знаком с историей музея, понятно, что уголовные дела — хоть мнимые, хоть реальные — только повод. Настоящая причина увольнения кроется в другом.

Музей Арктики и Антарктики создали в 1937 году и расположили его в бывшей Никольской церкви, принадлежавшей когда-то петербургским староверам. И с наступлением новых времён верующие, разумеется, потребовали храм назад. Музейщики отбивались — переселяться им было некуда, а уникальная экспозиция и вовсе могла при переезде погибнуть.

- Диорамы точно не выживут, — показал Виктор Боярский. — Они старые, их тронешь, они рассыплются.

Диорамы, кстати, особенно любимы детьми. Если взрослые в основном разглядывают палатку папанинцев и оборудование станции «Северный полюс-1», самолёт-ледовый разведчик Ш-2 и схемы движения полярных льдов на гигантском глобусе, то малыши как раз липнут к витринам с северным оленем, птичьим базаром, пингвинами, белым медведем. Чучелам уже больше полувека, но звери до сих пор выглядят, как живые.

- Пока до них не дотронешься, — усмехнулся Боярский.

В 2012 году Росимущество отказало староверам в передаче храма — те вздохнули и успокоились. Но тут интерес к зданию проявился у РПЦ. Оно подготовило собственные запросы в Росимущество.

- Отбиваться нам всегда помогал Росгидромет, — рассказал Боярский. — Он был на стороне музея. Но в 2014 году там сменились заместители руководителя, пришли «эффективные менеджеры», и позиция резко поменялась.

Доходило до смешного: московские чиновники, приезжая в Петербург, наносили визит в епархию, а в музей даже не заглядывали. А, созывая совещания в столице, приглашали на них священников, а сотрудников РГМАА — нет. Боярский сначала удивлялся этому, а потом выдвинул собственную версию происходящего, в которой со временем всё сильнее утверждается: руководство Росгидромета уж очень хочет освоить 500 миллионов рублей, которые ведомство уже запросило у государства на переезд музея.

- Если здание отдадут, эти деньги придётся выделить по закону, — пояснил экс-директор.

Кстати, Боярский тоже считает, что музею Арктики и Антарктики в Никольской церкви не место: во-первых, тесно, а, во-вторых, красивый интерьер отвлекает от экспозиции.

- В идеале нам нужно новое здание, в котором мы могли бы сделать совсем другого уровня музей, — рассказал полярник. — Мы можем прекрасно показать военные годы, историю дрейфующих станций. Есть идея использовать списанный ледокол «Арктика», с которого нужно снять ядерный реактор и отбуксировать в Кронштадт. Росатом согласен. Готов взять ледокол на баланс и Гидрометеорологический университет — там можно сделать учебный центр для студентов, и ещё останется место для восьми разделов нашего музея. Но старые экспонаты придётся оставить здесь, так что и это здание отбирать нельзя.

Росгидромет же предлагает два других варианта переезда. Первый — в Северо-Западное управление гидрометслужбы на 23-й линии Васильевского острова. Сейчас в нём трудится 250 сотрудников, которыми Росгидромет намерен уплотнить Геофизическую обсерваторию.

- Это четырёхэтажное здание XIX века без подвала, его состояние неизвестно, — рассказал Боярский. — В любом случае нам придётся убирать перекрытия, и у нас останется 10 тысяч кубических метров. А сейчас у нас — 18 тысяч. А по закону нам не могут дать меньше, чем мы имеем сейчас.

Второй вариант всерьез никто даже не рассматривает — это актовый зал НИИ Арктики и Антарктики на улице Беринга. Во-первых, это всего две тысячи «квадратов», во-вторых, институту зал самому нужен, а в-третьих, музей в таких условиях станет недоступным для посетителей — в НИИ пропускной режим.

- Это не варианты переезда, а только их видимость, — резюмировал Боярский.

Минкульт без аллергии

- Но после вашего увольнения один из этих вариантов переезда вполне могут осуществить?

- Хочется надеяться, что нет. Сейчас с деньгами в стране плохо, и это, как ни странно, может спасти музей. В гораздо более благополучном 2014 году Минфин уже отказал в выделении пятисот миллионов на переезд, надеюсь, что сейчас он тем более так поступит. Но товарищи из Росгидромета настойчивые.

Добавляет надежд экс-директору и то, что сейчас многие встали на защиту музея и его лично. «Парламентской газете» стало известно, что письмо в поддержку Боярского отправил в Росгидромет бывший сенатор, знаменитый полярный исследователь Артур Чилингаров — ему, учёному-океанологу, как никому понятно, какую масштабную просветительскую задачу выполняет музей Арктики и Антарктики.

Не остались в стороне и вице-губернаторы Петербурга, и депутаты Законодательного собрания. Так, комиссия Заксобрания по образованию, культуре и науке потребовала продлить трудовой договор с Виктором Боярским и от греха подальше передать музей в ведение Петербурга. Или в ведение Минкульта. Парламентарии уверены, что только изменение ведомственной принадлежности поможет выжить музею.

- Это реальный и наиболее адекватный путь, — сказал председатель комиссии Максим Резник. — Мы надеемся, что тогда музей сохранится. Если он исчезнет, это будет ужасно, я не представляю Петербург без этого музея. Я в него с детства ходил! А в Росгидромете его называют «складом пыльных пингвинов»!

В самом музее, как ни странно, обстановка спокойная. «Пока не увидим на столе приказ о выселении музея, волноваться нечего», — сказали сотрудники. И признались, что есть в душе какая-то убеждённость, что всё будет «долго и счастливо». Пока же Боярский передал дела исполняющей обязанности директора Марии Дукальской. И тут же написал заявление о приёме на работу заместителем директора по связям с общественностью:

- Я далеко от музея не уйду. Буду теперь с вами, с прессой работать. У нас давно была такая вакансия, вот я её и займу, благо штатное расписание в Росгидромете нам утверждать не надо.

- Чем же, на ваш взгляд, всё-таки закончится история с музеем?

- Я надеюсь, его передадут в Министерство культуры, оно не против. И там умеют разговаривать с РПЦ, у них есть такой опыт. Сейчас, правда, Росгидромет его отдавать отказывается, но, думаю, это всё же произойдёт. И тогда я снова подам прошение назначить меня директором — в Минкульте на меня аллергии нет.

Уже после размещения материала о музее Арктики и Антарктики на сайте «Парламентской газеты» в редакцию поступили ответы на вопросы, которые мы задавали заместителю руководителя Росгидромета Максиму Яковенко.

К сожалению, на вопросы о существовании уголовных дел в отношении бывшего директора музея Виктора Боярского он отвечать не стал. Остальные ответы приводим полностью.

По какой причине Росгидромет отказался продлевать контракт с директором музея Виктором Боряским?

- Новый контракт с Боярским Росгидромет не будет заключать по следующим причинам:

- отсутствия со стороны бывшего директора реального (в т.ч. исходя из текущих возможностей федерального бюджета) плана развития музея на ближайшие годы;

- исполнения бывшему директору 66 лет (Росгидромет не продляет контракты директорам, которым исполнилось 65 лет, они переходят в советники руководителя учреждения; как исключение продление возможно, если бывший директор предлагает интересный план развития учреждения и по своим качествам способен его реализовать);

- имевших место со стороны бывшего директора нарушений федерального законодательства и нормативных распорядительных актов Росимущества и Росгидромета в сфере обращения федерального имущества и наличия сделок с заинтересованностью;

- введением в заблуждение федеральных и региональных органов исполнительной власти касательно наличия согласия Росгидромета на передачу музея из Росгидромета в ведение других органов власти.

Планируется ли переезд РГМАА в другое место? Если да, то в какое? Что будет с нынешним зданием музея?

- Переезд Музея в другое место не планируется.

Как Вы относитесь к идее передачи РГМАА в ведение Министерства культуры и почему?

- Музей является ведомственным музеем Росгидромета. Росгидромет его создавал и поддерживал его функционирование. Росгидромет является лидирующим в России органом, который занимается исследованием Арктики и Антарктики; музей отражает историю исследований в высоких широтах, поэтому, развитие музея наиболее эффективным будет только под руководством Росгидромета. В ведение Минкультуры музей передаваться не будет.

Справка

Российский государственный музей Арктики и Антарктики создан в Ленинграде в 1937 году по просьбе полярников. Ему выделили здание бывшей Никольской церкви, пустовавшей с 1931 года. Храм перестроили под нужды экспозиции: снесли угловые купола, сделали перекрытие второго этажа, лестницы, подвалы, обустроили кабинеты.

Музей рассказывает о дореволюционных, советских и российских экспедициях, об истории освоения и природе полярных широт, о Северном морском пути. Кроме этого, подробно и доступно для школьников показана роль Арктики и Антарктики в формировании климата на планете.

Музей располагает уникальной коллекцией подлинных вещей, использовавшихся в полярных экспедициях.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 2861