Вячеслав Фетисов: Пока мы не сменим руководство нашим хоккеем, ничего хорошего ждать не приходится
Интервью с главным героем киноленты «Слава»

Телесериал «Слава», премьера которого состоялась на этой неделе, во многом уникален. Впервые создатели фильма решились снимать фильм о живой легенде отечественного хоккея, — до этого была только «Легенда №17» о погибшем Валерии Харламове. Каково смотреть на свою жизнь с экрана, которую играют актёры? — этот и другие вопросы корреспондент «Парламентской газеты» задал главному герою киноленты «Слава» — двукратному олимпийскому чемпиону, многократному чемпиону мира, а ныне первому заместителю Комитета Совета Федерации по социальной политике Вячеславу Фетисову.
- Идейным вдохновителем картины стал ваш друг, известный телепродюсер Алексей Пиманов. Долго ему пришлось вас уговаривать, чтобы получить согласие на съемки фильма?
- Честно говоря, изначально я был не в восторге от идеи. Снимать фильм о непростых событиях, многие участники которых живы, очень непросто. С другой стороны, были резоны рассказать правдиво о своей жизни, чтобы снять некоторые вопросы. Алексей Пиманов, с которым мы дружим и общаемся постоянно, был настойчив — надо отдать ему должное. В итоге он сумел меня убедить, что фильм нужен.
- Какой аргумент Пиманова оказался решающим?
- Он убедил, что нужны примеры, на которые нужно равняться. Говорил, что история о том, как мальчишка с «низов» достиг результатов, которые признаны всем миром, его карьера нужна российскому зрителю. Я ответил: «Давай попробуем».
- Каково было ваше участие в работе над фильмом?
- По большому счету я только подсказал, какой материал посмотреть. Попросил прочитать книгу «Овертайм», которую мы в 90-х написали вместе с Виталием Мелик-Карамовым — там довольно подробно описано вся история моей жизни. А художественную часть киносценария — например, как выстроить хронологию картины — я никак не корректировал. Мы давно знаем друг друга с Алексеем (Пимановым — авт.), он снимал фильм к моему юбилею в 2013 году, это очень ответственный человек, и я ему полностью доверяю. Мне достаточно было его слова, что он прекрасно понимает — дело, им затеянное, очень серьёзное. И Алексей сделал работу, которую после мне не пришлось серьёзно корректировать.
- Сложно было смотреть, как другой человек — актер Евгений Пронин, исполнивший главную роль — играет твою жизнь на телеэкране?
- Конечно, в фильме есть моменты, которые вызывают сильные эмоции. Особенно те, где есть мама и брат, которых уже нет… Но это моя жизнь, и я не прячусь от прошлого. Оно является частью меня, и поэтому кино смотрел со спокойной душой.
- Как отреагировали ваши близкие на появление картины?
- Первый просмотр, когда ещё можно было что-то исправить, у нас был вместе с женой. Лада, кстати, встречалась с актрисой Любавой Грешновой, которая играла её в фильме и охотно делилась с необходимыми для этой роли деталями. Хотя моя жена — не публичный человек. Я общался с Евгением Прониным, когда он был утвержден на роль и второй раз — уже под конец съемок. Мне кажется, он сумел ухватить главное. В общем, мы, посмотрев фильм с женой, в некоторых моментах себя узнали (улыбается).
С отцом мы ещё по поводу фильма не разговаривали. А вот с ближайшими друзьями мы картину посмотрели вместе. Для них это было непросто — многие являлись участниками тех событий, о которых рассказывает фильм. Поэтому была критика, были эмоции, но в целом реакция позитивная. Потому что жизнь наша была показана такой, какая она есть.
- Были какие-то эпизоды, на которых вы акцентировали внимание создателей фильма?
- Хотелось, чтобы история моего отъезда была правильно озвучена. Бороться за свои права в Советском Союзе было не так просто, но я решил пройти этот путь до конца. Когда тебя по сути дела, продают как раба, это не совсем верно. И внутреннее ощущение мне тогда подсказывало, что боролся я не только за себя, но и за всех наших ребят. Сбежать из страны для меня было немыслимо. И я сумел тогда добиться права самому заключить контракт, получив на руки паспорт и уехав за океан легально. Это лишило Запад аргумента, что в нашей стране нет свободы. Да, это было уже на изломе времён, но для меня это очень тяжелый период в жизни. Чиновникам было выгодно представить это как конфликт игрок-тренер, а на самом деле это был конфликт человека и системы. И после того, как мне удалось выйти из него победителем, для многих людей в нашей стране появилась возможность расти и профессионально, и личностно.
- Вы стали первым хоккеистом, о котором снят фильм при жизни…
- … и в этом моей вины нет. Будем считать, что сегодня — мой черёд, и это большая ответственность. Многие из нашей команды, которую большинство специалистов и у нас, и за рубежом признали лучшей командой в истории хоккея, достойны того, чтобы о них снимали фильмы. Но так получилось, что в течение последнего года вышло три фильма обо мне: два — в Америке, и один — в России. Например, фильм «Красная армия» об успехах нашей сборной, который был представлен на кинофестивалях в Москве и Каннах, вызвал колоссальный интерес за океаном — моя история легла в его основу, и пришлось дать более 800 интервью, в том числе, в крупнейших СМИ США и Канады. Только в «Нью-Йорк Таймс» вышло три публикации в течении трех месяцев. Мне кажется, такое признание крайне важно. А в феврале, когда праздновалось 35-летие Олимпиады в Лейк-Плэйсиде, на спортивном телеканале № 1 в мире ESPN вышел фильм о советской сборной, который рассказывает — в такой жёсткой игре мы никогда не были агрессорами, а показывали русский характер и красивую игру.
- Сегодня наш хоккей переживает не самые лучшие времена. На ваш взгляд, можем мы в ближайшем будущем вернуться к тем успехам, которых добивались наши сборные с советские времена?
- Пока мы не сменим руководство нашим хоккеем, ничего хорошего ждать не приходится. Это моё мнение, и я его высказывал неоднократно. Нашим ребятам надо больше думать о том, что у них написано на майке спереди (название команды, страны - прим. авт.), а не сзади (номер и фамилия игрока — прим. авт.). Для этого нам надо менять систему — прежде всего систему подготовки и отбора. Мне приходят письма от простых людей, матерей, которые говорят — сегодня детский хоккей стал спортом для людей обеспеченных. Эту «стену» между хоккеем и простыми мальчишками, которым в своё время был и я, и мои партнёры по сборной в своё время, надо ломать. Нужны серьёзные государственные решения. Потому что система не работает — в отличие, скажем, от той же Канады, которая привозит сборную из игроков далеко не сильнейших клубов НХЛ, и обыгрывает нас в финале в «одну калитку». Поэтому пока не будет выстраиваться система управления хоккеем, его поддержки не только на уровне сборной, но и на детском уровне, нам не стоит ждать побед в тех турнирах, на которые приезжают все сильнейшие.
Беседовал Никита Вятчанин