Госдума рассмотрела закон об общественном контроле

Депутаты рассмотрели в первом чтении проект закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Документ устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Полномочный представитель Президента в Госдуме Гарри Минх, представляя документ, напомнил, что законопроект внёс на рассмотрение Президент России.  «Оптимизация деятельности гражданского общества давно находится под пристальным вниманием главы государства», — напомнил Минх. Он добавил, что сегодня есть проблемы взаимоотношений государства и общественных институтов, а потому, чтобы стимулировать работу в этом направлении, предложена закинициатива, о которой Президент говорил в Послании Федеральному Собранию в декабре 2013 года.

Об этом же напомнил и глава думского Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов: «В Послании неоднократно звучал тезис, что чиновники сильно отдалились от народа, качество их деятельности необходимо повышать, в том числе, через общественный контроль». Текст законопроекта, по словам Нилова, возражений не вызывает, звучат лишь замечания, что нужно где-то уточнить формулировки, где-то устранить неясности. Парламентарий отметил, что элемент общественного контроля уже есть в существующих законах и реализуется на практике, но все эти положения разбросаны по разным законодательным актам. «Данный же документ устанавливает определённые рамки, систематизирует и определяет субъекты и объекты общественного контроля, права и обязанности и определяет вектор его развития в гражданском обществе», — уточнил депутат.   

Согласно документу, субъектами общественного контроля могут быть общественные палаты федерального, регионального и местного уровней, общественные советы при федеральных и региональных органах исполнительной власти и местного самоуправления. Планируется, что общественный контроль будет осуществляться в виде общественного мониторинга, проверки или экспертизы, а также в форме общественных обсуждений и слушаний. В случае нарушения прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, субъект общественного контроля вправе поставить перед соответствующими государственными и муниципальными органами вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц.

Кроме того, проектом закона устанавливаются правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью в области обеспечения обороны страны и безопасности государства, общественной безопасности и правопорядка, за деятельностью полиции, следствия, прокуратуры и судов, а также за деятельностью, связанной с исполнением наказаний, контролем за оборотом наркотиков, содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказанием психиатрической помощи.

Важно, что участие в осуществлении общественного контроля не допускается при наличии конфликта интересов и личной заинтересованности в его осуществлении. В документе прописаны такие понятия, как «общественные наблюдательные комиссии», «наблюдательные советы», «общественные инспекции», «группы общественного контроля» и иные организационные структуры. В качестве общественных контролёров, инспекторов и экспертов в осуществлении общественного контроля участвуют граждане России. Если же общественный инспектор, эксперт нарушает свои обязанности, то он не может быть участником проводимой общественной проверки и в дальнейшем привлекаться к проведению другой общественной проверки.

Председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов Российской Федерации Иосиф Дискин, выступая перед депутатами, отметил, что  работа над законопроектом велась около 4 лет и его принятия ждут структуры организованного гражданского общества. «Нормы законопроекта расширяют право граждан на управление страной и государством. Создаётся основа для создания развёрнутой основы для развития общественного контроля. Ко второму чтению нужно внести ряд поправок. Но, в целом законопроект готов к принятию во втором чтении», — сообщил Дискин.

Во время вопросов полпреду Президента коммунист Борис Кашин поинтересовался, а надо ли сейчас, когда столько проблем в государстве, заниматься законодательным закреплением контроля за властью?

Гарри Минх ответил, что инициатива Президента своевременна. Кроме того, полпред выразил несогласие с тем, что общественный контроль называют карманным: «Наоборот, власть должна быть подконтрольна народу и это — реальная потребность сегодняшнего дня».

Сергей Катасонов из ЛДПР спросил у Минха, не нужно ли навести сначала порядок в представительной власти и дать ей ещё какие-то правовые и политические возможности?

Гарри Минх ответил, что набор инструментов у депутатов, в частности, достаточен, и большего не надо.

Владимир Федоткин из КПРФ выразил недоверие к законопроекту и отметил, что нет механизмов его реализации. Коммунист также подчеркнул, что никакие общественные организации не будут иметь влияния на власть.

Гарри Минх не согласился с таким утверждением и выразил уверенность, что именно для баланса в обществе инструменты общественного контроля должны развиваться и быть востребованы.

Либерал — демократ Виталий Золочевский отметил, что многие общественные советы и общественные палаты — абсолютно фиктивные органы. Депутат спросил, поможет ли законопроект активизировать данные структуры и сделать их более независимыми?

Гарри Минх ответил, что расчёт идёт именно на это, но многое зависит от качественного состава общественных организаций.

Единоросс Сергей Кузин спросил у Гарри Минха о перечне объектов, которые могут быть подвержены общественному контролю. Гарри Минх ответил, что всё прописано в законопроекте, но повторил, что, например, на деятельность правоохранительных органов исполнения наказаний законопроект не распространяется:  «Для этого есть специальные федеральные законы».

Просмотров 433

23.04.2014 13:01