Инициативу Мособласти по борьбе с железнодорожными зайцами поддерживают в Государственной Думе и в регионах
Штрафовать зайцев должны не только полицейские. Эту законодательную инициативу Московской облдумы, внесённую в Государственную, поддерживают несколько субъектов РФ и комитет-соисполнитель. Профильный комитет предлагает Госдуме рассмотреть законопроект в первом чтении 10 сентября.
Подмосковные электрички, пожалуй, самые забитые в мире (после азиатских). Ежедневно они везут сотни тысяч жителей Московской области на работу в Москву и обратно. Некоторые не платят, залезая на платформы отправления через заборы или спрыгивая с платформ прибытия в обход турникетов. Застигнув «зайцев» в вагоне, разъездной кассир-контролёр имеет право предложить им купить билет или выйти на улицу. Но только предложить. То есть штраф за безбилетный проезд предусмотрен КоАП (ст.11.18 и 11.19), а уполномоченные штрафовать лица — не определены.
Поэтому Подмосковье 9.07.2013 внесло в Госдуму законопроект возложить штрафование на местные органы власти. Ведь дотация убытков от пригородных ждперевозок постепенно переходит с РЖД на них. Подмосковный законопроект поддержали парламенты Кабардино-Балкарии, Татарстана и других регионов. Его, в целом, поддерживает и комитет Госдумы, назначенный соисполнителем подготовки к первому чтению, - по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Председатель Комитета Виктор Кидяев в отзыве пишет: «организация транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении относится к полномочиям органов госвласти субъекта РФ; тем самым, установление регионального госконтроля в рамках реализации этих полномочий заслуживает внимания и поддержки». С другой стороны, заключает Комитет, отношения между перевозчиком и пассажиром являются гражданско-правовыми, что исключает участие в них должностных лиц субъекта Федерации. Поэтому из законопроекта неясно, на каком основании чиновники могут штрафовать, даже если их назначить ответственными за это.
«Комитет полагает возможным поддержать законопрект при условии его доработки авторами с определением механизма установления факта нарушения и механизма привлечения к административной ответственности».