«Законотворчество не терпит суеты»
27 апреля в нашей стране отмечается новая памятная дата — День российского парламентаризма.
Этот праздник, учрежденный 27 июня 2012 года, имеет глубокие исторические корни. Именно в этот день начала работу Государственная дума Российской империи — первое в истории страны демократически избранное законодательное собрание. Госдума стала нижней палатой парламента, верхней палатой которого был Государственный совет.
Геннадий Селезнёв один из тех, кто стоял у истоков формирования современного российского парламентаризма, кто многое сделал для развития демократических институтов власти, для создания эффективной законотворческой системы России
РФС: Геннадий Николаевич, вы восемь лет возглавляли Государственную Думу, будучи председателем этого законодательного органа с 1996 по 2003 год. У вас накоплен солидный опыт работы. Какие законы, по вашему мнению, можно считать наиболее важными, определяющими для страны, для общества?
Г. Селезнёв: В то время нам было не просто, потому что, по сути, нужно было менять всю законодательную базу России, которая стала правопреемницей СССР В первой Думе начался этот процесс с переработки российского законодательства в соответствии с новой российской Конституцией. Когда комитеты в первой Думе составили примерный план того, что нужно сделать, волосы встали дыбом. Буквально все законы СССР нужно было адаптировать к реалиям современной России в соответствии с ее новым Основным законом. Поэтому у нас в законодательные портфели на каждой сессии набивалось до 300-400 проектов законов. Все понимали, что такое количество законов рассмотреть невозможно. Поэтому было очень важно начать свою законотворческую работу с базовых законов. О Конституционном суде, о судебной системе, о Верховном, Арбитражном суде и многих других. То есть над теми главными законодательными актами, которые как раз и являются основополагающими для любого государства.
В декабре 1993 года был избран по общефедеральному списку КПРФ депутатом Государственной Думы первого созыва. 25 января 1995 года избран заместителем Председателя Государственной Думы РФ. С 17 января 1996 года — Председатель (спикер) Государственной Думы второго созыва. С апреля 1999 года — член Совета Безопасности РФ. 19 декабря 1999 года избран в Государственную Думу третьего созыва. 19 января 2000 года избран Председателем Государственной Думы третьего созыва. 7 декабря 2003 года избран в Государственную Думу четвёртого созыва. |
Мы очень долго обсуждали такие важнейшие законы, как, например, Кодекс законов о труде. Обсуждение было бурным, споры велись почти по каждому пункту законопроектов. Вспомните, какие это были «лихие» времена. Предприятия стояли, массово увольняли рабочих, социально-экономическое положение страны было шатким, нестабильным. Было не понятно, какая отрасль выживет, какая — нет. Никто не представлял, какие права давать новым хозяевам. Не знали элементарных вещей: что такое частное предприятие, кто такие акционеры, каким может быть механизм покупки государственных предприятий в России. Поэтому было много законодательной неразберихи.
Массу проблем доставило принятие Уголовного кодекса. Не менее трудно проходили сквозь законодательное сито Уголовно-процессуальный, Семейный кодексы. Это были законы, которые хотелось бы завести, как говорится, под одну обложку для того, чтобы не принимать впоследствии десятки законов. Учитывали европейский опыт. В то время мы как раз вступили в Совет Европы, начали участвовать в работе Парламентской ассамблеи Совета Европы, Парламентской ассамблеи ОБСЕ. По сути, в каждом комитете велся сравнительный анализ европейского и в целом зарубежного законодательства, особенно в странах с федеративным государственным устройством. Существовало огромное количество нюансов, ведь в состав Российской Федерации входили несколько крупных субъектов, причем такого числа регионов, среди которых есть и ярко выраженные национально-территориальные образования, нет нигде в мире.
РФС: Вы считаете, тогдашние депутаты справились с такими сложными задачами? Или понаделали немало ошибок, часть из которых приходится до сих пор исправлять?
Г. Селезнёв: Учитывая небольшой опыт законотворчества, считаю, что наши депутаты смогли достойно решить множество проблем законодательства современной России. Разумеется, не обошлось без ошибок, которые затем пытались поправить с помощью дополнений и изменений в текстах законов, но, как известно, не ошибается тот, кто ничего не делает. В то время не каждый депутат, в какой бы фракции он ни состоял, четко понимал свою роль. В основном делали упор на представительной функции этого органа власти. Ее законодатель понимал как основную: съездил к избирателям, встречался с людьми, собирал «корзину» предложений. По возвращению в Думу весь этот проблемный ворох выбрасывался с трибун, но не было конкретных предложений по решению этих непростых задач. И когда я задавал вопрос: хорошо, ты осветил проблемы, а в какой закон нужно внести изменения для того, чтобы данную проблему быстрее решить? Вместо ответа, как правило, зависала тишина. Да, они хорошо представляли свою партию, активно защищали интересы своего региона. Но они плохо понимали, как решать стоящие перед ними проблемы законодательным путем. Далеко не все имели опыт работы в Верховном Совете России или СССР, да и опыт этот несколько иного рода. Поэтому работа первых Дум новой России была сложной и нередко противоречивой.
РФС: Понятно, что депутаты учились, что называется, с листа. В последующие созывы, на ваш взгляд, ситуация изменилась? Многие законодатели заседают в зале Госдумы с начала 90-х, некоторые даже без перерывов. Опыт, конечно, это хорошо, но, может, следует более радикально менять думский состав?
Г. Селезнёв: И да, и нет. С одной стороны, нужна «свежая кровь», а с другой — нужен опыт. Нужна преемственность. Нельзя все ломать и строить заново, в том числе и в части законодательных кадров. Я всегда говорил, что самое ценное для Государственной Думы — это некая относительная преемственность во фракциях. Важно, чтобы половина депутатов или, по крайней мере, костяк фракции состоял из депутатов предыдущего созыва. Тогда легче новых депутатов втягивать в законотворческий процесс. Потому что любой проект закона, прежде чем он выносится на заседание даже думского комитета, обсуждается во фракции. И потом только в комитеты поступают мнения фракций, их рекомендации.
Сегодня в составе Государственной Думы больше половины людей, которые пришли из прошлой Думы. И вот эта традиция очень важна — не надо долго втягиваться в суть и так называемые технологии всех законотворческих процессов. В то же время нынешним депутатам работать легче с той точки зрения, что сегодня все базовые законы (о земле, о недрах, Воздушный кодекс, Водный кодекс, Лесной кодекс и так далее) приняты. Сегодня идет речь лишь о законодательных инициативах по внесению изменений в тот или иной существующий закон. И многих нынешних поправок можно было бы избежать, если бы не было спешки. Законы не терпят суеты.
Я помню, с каким трудом шел Земельный кодекс. Доходило до драки, до захвата трибуны, до желания сорвать голосование. Я просил не форсировать этот закон, а правительство Виктора Черномырдина стремилось быстрее его принять, хотя было много белых пятен в земельных отношениях. И вот результат верности народной мудрости — «поспешай, но медленно». Не успели мы «с боями» этот Земельный кодекс протащить через Думу, как буквально через полгода стали вносить в него поправки. И он до сих пор правится, постоянно вносятся изменения, потому что тогда он был принят «сырым». Так же, до конца не разобравшись, принимался закон о разделе продукции, когда речь шла о сахалинской нефти. Для нас это была совершенно новая тема, которую мало кто толком понимал. Итог плачевен: иностранные компании, которые пришли на наши шельфы как инвесторы, благодаря скоропалительно принятому закону всё устроили так, что России почти ничего не доставалось от разработки наших недр. В конечном счете, закон неоднократно переписывался, отчего он ныне стал совершенно другим. Так что мы совершили немало ошибок. А сегодняшним депутатам, конечно, легче — все базовые законы есть.
У Госдумы остался один долг перед Основным законом: следует принять Закон о Конституционном Собрании.
РФС: Глава Госдумы Сергей Нарышкин на одном из последних заседаний Совета законодателей сказал, что скорострельность законотворчества — один из дефектов работы сегодняшней Думы. Выходит, опыт не пошел впрок? Практика свидетельствует: по-прежнему принимаются те или иные законы по инициативе исполнительной власти, и тут же в них спустя время вносятся поправки и изменения, которые порой кардинально меняют закон. Иными словами, качество 20-летней парламентской работы все еще оставляет желать лучшего?
Г. Селезнёв: Это объективный процесс, обусловленный отсутствием у депутатов опыта, профессиональных навыков, разноречивостью мнений, оценок и позиций и тому подобного. Ошибки неизбежны. Однако, повторюсь, их надо сводить к минимуму. Думаю, эта скорострельность сегодня возникает от того, что партия власти имеет в Думе большинство и способна провести любой закон, какими бы громкими и весомыми ни были бы аргументы оппонентов. Просто проголосует — и все. Лидер партии — председатель правительства, большинство принципиальных законов вносится кабмином или Президентом. Поэтому, конечно, их просят пропустить по «зеленой волне».
Такой подход как раз и приводит к тому, что приходится законы потом выправлять. Я подсчитал: нормальное прохождение закона — от момента его внесения в Госдуму до внесения в Совет Федерации — минимум три месяца. А когда закон рассматривается за две-три недели, а то и за три дня — это никуда не годится. Гарантия того, что непременно вскоре появятся поправки. Такой политической конъюнктуры быть не должно, так как в угоду чьим-то интересам наносится вред государству. Да, закон должен не залеживаться, но он должен «отлежаться». Если он касается каких-то принципиальных вопросов, хорошо бы по нему провести парламентские слушания, пригласить людей с мест, получить заключения отраслевиков, которых в первую очередь затрагивает этот закон, прослушать все точки зрения — профсоюзов, экспертов, других специалистов.
РФС: Вы хотите сказать, в 90-е было по-другому? Помнится, тогда парламент был таким жарким «местом для дискуссий», что не вызывало у избирателей искренних симпатий к демократии. Вы сами упомянули про драки и словесные перепалки. Это отнюдь не способствовало высокому качеству законов, принятых по компромиссным причинам, зачастую политического свойства.
Г. Селезнёв: Я помню стенограммы парламентских слушаний, когда члены и главы комитетов Госдумы под прессом аргументов профессионального сообщества прибегали ко мне в кабинет с криками о том, что закон надо срочно переписывать. А где они были, когда голосовали за него, так как его внесло правительство? Это неукоснительное следование курсу исполнительной власти, без учета позиции независимых экспертов, специалистов, подчас оборачивалось боком. Но тогда у кабинета министров не было такого огромного большинства, поэтому законы принимались в долгих дискуссиях, тяжело. Вспоминаю наши разговоры с Борисом Николаевичем Ельциным по поводу якобы долгого принятия законов, мол, тянем искусственно, нарочно. Я возражал, утверждая, что качество закона часто не позволяет принимать его просто по указке сверху, без всестороннего обсуждения. И сегодня эта «болезнь» никуда не ушла. Ряд законодательных актов требует изменений уже через год—два.
РФС: В этой связи вспоминается пресловутый закон о промилях…
Г. Селезнёв: Сколько было спекуляций! Заключение врачей, заключение науки, мировая практика — все говорило, что не бывает «нуля». Нет, сверху надавили — «сухой» закон для водителей вылетел как из пушки. А кто подсчитал, сколько людей пострадало из-за такой «умной» инициативы? Кто-то лишился прав, кто-то профессии, сколько штрафов уплачено… Вот таких искусственных законов быть не должно.
РФС: Или семипроцентный барьер для партий, избирающихся в Думу…
Г. Селезнёв: А выборы чисто по партийным спискам? Два созыва Госдумы избиралось по такому принципу. Я всегда был сторонником смешанной системы. Об этом говорил начиная с первой Думы. Половина депутатов избирается по партийным спискам, половина — по мажоритарной системе в одномандатных округах. Я был депутатом, избранным и по списку, и был депутатом, избранным по 209-му одномандатному округу. Когда люди избираются по одномандатному округу, считаю, они ближе к своему избирателю. Конечно, приходится слышать много несправедливой и нелицеприятной критики как в свой адрес, так и в адрес властных структур. Но они здорово отрезвляют будущего депутата, заставляют прислушиваться к мнению народа, в основном переживающего из-за житейских проблем: течет крыша, сломана дверь в подъезде, ЖЭК не работает… Люди во время встреч заставляют тебя спускаться с политических высот на землю. У меня как одномандатного депутата было огромное количество встреч с избирателями, где-то около четырех тысяч. Хранил специальную папку наказов, которая служила богатым материалом для анализа и принятия правильного решения.
Оптимальный вариант — это, вне сомнений, смешанная система выборов. Когда идет федеральный список, партия может себя показать: кто она, что она декларирует, кого защищает. Избирающийся по одномандатному округу человек чаще всего тоже поддерживается какой-то партией. Но он более самостоятелен, независим — и это большой плюс. Что касается семи процентов, то это явный перебор, прицел на то, чтобы исполнительная и законодательная власть стали одним организмом. Дума превратится в какой-то партийный клуб двух партий, куда заказан вход политическим оппонентам.
РФС: Ваше отношение к графе «Против всех»?
Г. Селезнёв: Сейчас ее вернули. Считаю, что эта графа должна быть. Я сам сталкивался с людьми, которые зачеркивали бюллетень, чтобы он считался недействительным. Ничего страшного в этом нет. Другое дело, зарегистрирована партия «Против всех». Вот тут, честно говоря, не понятно: как можно было партию регистрировать? Партия «Против всех» и графа «против всех». Будет несуразица, с которой нужно разбираться. Ты за партию «Против всех» или ты вообще против всех?
РФС: По поводу базовых законов, о которых вы говорили. На наш взгляд, не принят еще один базовый закон — о культуре…
Г. Селезнёв: К закону о культуре было трудно подступиться и вчера, и сегодня. Тут так все перемешано! Закон о театрах принимать или закон о кинематографии? Недавно разговаривал с Владимиром Ильичем Толстым, помощником Президента РФ по культуре. Госсовет заседал по этой тематике, сейчас вырабатывается стратегия культурной политики государства. И она, наверное, уже в этом году будет вынесена на обсуждение и утверждена ее концепция. Не обязательно оформлять ее в виде отдельного закона. Если будет принят стратегический план, утвержденный, скажем, Президентом, на определенный временной период, этого будет вполне достаточно.
РФС: Современная Дума — преемница Думы дореволюционной. Не случайно отсчет российскому парламентаризму ведется с 27 апреля, дня работы первой, царской Госдумы. Что, на ваш взгляд, можно было бы перенять из опыта деятельности дореволюционных думцев?
Г. Селезнёв: Тогда были все-таки другие принципы выборов, основанные на сословном принципе, да и лишь одна, четвертая, Дума отработала полный срок. Жизнь остальных Дум была очень кратковременной. Тогда тоже был непростой период истории — начало века, 1905 год, русско-японская война, столыпинские реформы, а затем и Первая мировая война. В общем, для истории России было очень непростое время. Поэтому в этот момент избирать Законодательное собрание, тем более тоже наделять депутатов иммунитетом в условиях активизации охранки и политического сыска, было непростой задачей. Но Россия с ней справилась. Более того, если не принимать во внимание выходки отдельных депутатов, можно поучиться тому плюрализму мнений, который наблюдался в работе всех Дум начала прошлого века. Стены Таврического дворца дрожали от речей. Была отличная площадка для выражения мнения от лица того или иного сословия или партии. Там были блестящие ораторы, публицисты, философы, западники, славянофилы, отстаивавшие свои позиции по всем вопросам, — и этим качествам следовало бы поучиться многим нынешним депутатам.
РФС: В 90-е годы тоже было очень сложное время. Мы тоже стояли на распутье: куда должна идти страна? Вы тоже представляли себе определенный путь, который Россия должна избрать. Совпадает ли сегодняшний вектор развития парламентаризма с тем, о котором вы мечтали?
Г. Селезнёв: В первой и второй Думах новой России многие депутаты полагали, что советская власть и советское время вернутся. А тогдашняя президентская администрация со всеми своими инициативами и идеями — это все временно. Полагали, что октябрь 1993 года — просто некий несчастный случай в истории. Он уйдет в историю, и все «склеится». Многие депутаты пришли в Думу именно с таким настроением: на базе советского опыта будем строить новую Россию.
Конечно, к тому моменту уже не было 6-й статьи Конституции, не было руководящей роли одной партии. Была провозглашена многопартийность. Но все равно многие пришли с убеждениями, особенно люди, которым было не по 20 лет, а старше, что все это лихолетье надо пережить. Год пережить, два-три, пусть тяжело и напряженно. А тут шахтеры бастуют, касками стучат, бюджетникам деньги не платят, в армии не пойми что творится… Но те, кто питал такие надежды, остались в прошлом. Старая система так и не вернулась. Не стало той силы, которая могла бы ее снова вернуть. Значит, в прежней системе были такие серьезные прорехи, что люди не захотели вернуться назад. Былые жизненные ориентиры рухнули вместе с крушением Советского Союза.
Не без помощи наших американских «друзей», конечно. Если их и уважать, то за последовательность в достижении цели, поставленной еще после Второй мировой войны, — развалить Советский Союз. Они к этому шли десятилетиями, и они своего добились. Боюсь, что сегодня они ставят примерно такую же задачу, но применительно к современной России. Наш опыт стал первым, когда ударили по Советскому Союзу. А дальше что пошло? Вспомним Югославию. Это была уникальная война. Ни один натовский солдат своим сапогом на землю не ступил, а страну развалили. Я уже не говорю про арабские революции, Киргизию, Таджикистан, Грузию — все заполыхало. Потому что это был стратегический план — развалить Советский Союз, а дальше все делалось для ослабления России. Никому не нужен второй полюс. Мы говорим, что мир не должен быть однополярным, что вся мировая политика делается в Соединенных Штатах Америки. И вдруг они видят, что Россия-то встала на ноги, окрепла, она может говорить от имени второго геополитического центра, Россия выставляет уже какой-то противовес. Как это так? И тут началось — подкинули Украину. Это все возникает не случайно, и наш народ это начинает прекрасно понимать. И прямая задача парламента — учитывать эти новые реалии и принимать решения с учетом не только сиюминутных задач, стоящих во внутренней социально-экономической, культурной жизни нашего государства, но и задач геополитического характера.
РФС: Насколько мы зависимы от нашего присутствия в европейских организациях? Имеется в виду, к примеру, ситуация с ПАСЕ.
Г. Селезнёв: Дело в том, что в этих органах Россия никогда не находила своего места. Да, физически мы всегда там были. Но сказать, что в ПАСЕ наша страна играла какие-то ключевые роли, даже занимая посты в каких-то комитетах, участвуя в органах власти, нельзя. С нами мало кто считался. Нас постоянно пытались и до сих пор пытаются воспитывать. Нас науськивают. Я был вице-президентом Парламентской ассамблеи ОБСЕ, и как тогда они «бомбили» Беларусь! На порог не пускать, Лукашенко — диктатор, Селезнев — адвокат Беларуси. Стоило что-то сказать в ее защиту, тебе тут же приклеивали ярлыки. А ведь в Беларуси избранный народом парламент.
На Украине сегодня в Раде музыку заказывают откровенные националисты и нацисты — это в Европе не замечается. Конечно, ПАСЕ является хорошей площадкой для того, чтобы донести до европейского сообщества наше видение происходящего, в том числе и в соседней стране. Наблюдая, как европейские парламентарии демонстрируют полное незнание ситуации на Украине, предвзятое отношение к нашей стране, убеждаюсь, что наше присутствие в этих структурах тем более необходимо. Ну, кто им изложит другую точку зрения? Если нас там не будет, никто. Будут ориентироваться на слухи, сплетни, на пропаганду западных СМИ, но никак не на реальную жизнь.
Поэтому, с одной стороны, хотелось бы сказать: до свидания, мы деньги не платим, уходим. А с другой стороны, теряешь важную площадку для изложения собственной позиции. Мы же видим, какая против нас ведется ожесточенная информационная война. Даже в Совете безопасности ООН нас не слышат. Потому что не желают слушать. Их радары настроены на другую волну. Сегодня надо набираться терпения, стискивать зубы, но говорить, говорить, говорить, пока есть такие возможности. Тем более и в ОБСЕ, и в ПАСЕ многое решается в кулуарах. Не на основных заседаниях. Во фракциях, которые там образуются, в комитетах или же просто за чашкой кофе в кулуарах. Эта работа должна идти постоянно.
РФС: На ваш взгляд, есть ли наиболее эффективный путь разрешения украинского кризиса?
Г. Селезнёв: Если бы сегодня Виктор Янукович сидел не в Ростове-на-Дону, а в Донецке, окруженный заслонами своей охраны, пользы было бы гораздо больше. Потому что даже он готов идти на федерализацию. Давно говорили, что Украина не может жить как унитарное государство. Разная история у каждого из этих украинских углов. Они по-разному создавались, образовывались, находились под разным влиянием, да и саму-то республику (вкупе с другими союзными республиками) советская власть придумала. Но, увы, президент, хотя он и остается легитимным главой украинского государства, не та фигура, которая может сплотить Юго-восток и повести людей за собой.
Убежден, что ни американцам, ни евросоюзовцам такая развороченная страна в Европе не нужна. На мой взгляд, сначала следует провести референдум, чтобы определиться, президента какой страны нужно избирать — унитарной или федеративной? О федерализме пока говорит один Олег Царев, и в результате он получает реанимацию. А националистам «Правого сектора» надо сказать отдельное спасибо. Помогли Крыму вернуться в Россию. Так что не будите лихо, пока тихо. Шахтеры — народ очень серьезный. Своего окончательного слова они еще не сказали. Если их разозлить, никакая армия с ними не справится. Я пока не вижу, с кем в Верховной Раде можно нормально разговаривать, тем более решение и. о. президента Турчинова применить против мирного населения вооруженные силы не вызвало бурного протеста в Раде и дискредитировало депутатов. Им тоже пора переизбираться.
Спасение Украины — дело рук и мозгов самих украинцев без советчиков из-за океана или соседней Европы. Нашим братьям недостает обыкновенного прагматизма. Погасить ярость, злобу, ненависть и включить мозги. Выход будет найден.
Беседовали Александр Кунин и Николай Лашкевич
С Геннадием Селезнёвым беседуют обозреватели журнала «Российская Федерация сегодня» Александр Кунин и Николай Лашкевич