Не давайте покоя чиновникам!

Председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной полити¬ке, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий АЗАРОВ призывает россиян принять активное участие в проведении Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика»

Не давайте покоя чиновникам!  

Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий АЗАРОВ призывает россиян принять активное участие в проведении Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика»

— Дмитрий Игоревич, Всероссийский конкурс лучших муниципальных практик был впервые задуман и осуществлен Всероссийским Советом местного самоуправления (ВСМС). Не так уж часто конкурс, проводимый общественной организацией, поднимается на новый, более высокий уровень и приобретает правительственный статус. Как это произошло?
- Когда жюри первого конкурса за 2015 год подвело итоги, то очевидно было, каким богатством мы обладаем. К нам поступило 607 заявок из 62 регионов России. Удалось сформировать банк данных лучших муниципальных практик, которые имеют успешное внедрение в российских городах и селах. Кроме того, организаторами конкурса были предварительно отработаны не-обходимые методики его проведения,  заявки для участников четко структурированы. Ну и, наконец, для оценки материалов приглашались эксперты не только из общественных организаций или вузов, активное участие приняли представители федеральных органов исполнительной власти.
Вся подготовительная работа длилась не один год. По завершении конкурса мы осознали, что достигнут определенный качественный уровень, и обратились с предложением продолжить нашу деятельность, но уже на правительственном уровне. Идея понравилась и была поддержана. И очень важно, подчеркну, что конкурс пройдет не на уровне одного министерства, а Правительства РФ. И конкурсную комиссию возглавляет вице-премьер Дмитрий Козак.
 
- С организационной точки зрения понятно. Но конкурсов на аналогичную тему проводится немало, а выбран именно тот, что зародился в ВСМС. В чем его отличие от остальных?
- Самое главное — основной критерий, по которому оцениваются проекты: вовлечение людей в решение вопросов местного значения, активное участие граждан в жизни своего города, поселка, улицы, двора. Это красной нитью проходило через весь наш конкурс. Смысл такого подхода очевиден: без вовлеченности людей, их непосредственного участия в решении насущных проблем нет местного самоуправления, какая бы задача ни решалась, будь то создание безбарьерной среды для инвалидов, градостроительной деятельности или благоустройства.
 
- В конкурсе 2015 года победители определялись по 12 номинациям. В нынешнем — правительственном — номинаций всего три. Чем вызвано сокращение?
- То, что указано в постановлении Правительства и Положении о конкурсе, скорее не номинации, а направления, по которым пойдет сбор заявок по различным категориям, связанным с поселенческим уровнем: городские округа, городские и сельские поселения и так далее. У Правительства есть свой взгляд. Проведение конкурса курируют отраслевые министерства, что нормально. Понятно и то, что это первый опыт в правительственном формате и его условия, очевидно, будут совершенствоваться.
Скорее можно говорить об укрупненном подходе к направлениям. Вот первое, его ведет Минстрой, — градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды и жизнедеятельности. Известно, какое внимание сейчас этому уделяется и какая реально идет конкуренция между населенными пунктами за самое ценное и самое дорогое — за человека. А люди говорят о простом и понятном — о своем дворе и комфортной среде. В последние годы многое сделано по всей территории страны с точки зрения создания современной инфраструктуры в таких сферах, как здравоохранение, образование, спорт, транспорт. Люди радуются тому, что могут всем этим пользоваться. Они готовы участвовать в наведении порядка на своей улице, в своем дворе, в своих населенных пунктах, но нужна поддержка.
Не случайно, понимая важность темы для абсолютного большинства жителей России, на нее обратил внимание глава государства и благодаря его прямому поручению в федеральный бюджет было заложено двадцать миллиардов рублей на благоустройство населенных пунктов, в первую очередь дворовых территорий. Хотя, строго говоря, это вопросы даже не региональной власти, а всего лишь местного значения. Но понимая, что это волнует абсолютное большинство граждан, деньги выделяются и проблема будет решаться.
Возьмем другое направление — муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами. Совершенно не случайно его курирует Минфин и Минэкономразвития. Правительству очень важно еще на региональном этапе конкурса объяснить, что оно видит главными задачами экономического развития муниципалитетов в целом. Основная идея понятна: муниципалитеты должны и создавать собственный потенциал экономического развития, и научиться его использовать. В России есть муниципалитеты, где потенциал уже имеется, причем значительный. Но он остается нереализованным.
Еще одно направление — обеспечение эффективной обратной связи с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение к этому граждан. Его ведет наш главный союзник по проведению конкурса на правительственном уровне — Минюст, а тематика раздела полностью соответствует тому, чем занимался ВСМС, проводя свой конкурс в 2015 году.
 
- Конкурс был задуман и осуществляется сегодня с одной целью — выявить и распространить позитивный опыт в практической деятельности муниципалитетов. Немалый банк данных уже имеется в распоряжении ВСМС. Удается ли этот опыт тиражировать, были ли желающие ознакомиться с ним?
- Безусловно, не стоит изобретать велосипед. То, что работает эффективно, надо показать всем заинтересованным лицам. Но практическую пользу в данном случае тяжело измерить в количественном исчислении. После конкурса мы проводили форумы не только в Москве, но и в ряде регионов, например, в Челябинской и Нижегородской областях, где победители рассказывали о лучших практиках, а главы муниципальных образований могли из рук в руки получить этот опыт и внедрять его у себя. Одно дело, когда об этом рассказывает лектор, в каком бы высоком статусе он ни был, другое — когда коллега из соседнего поселка или региона сообщает, как он справляется с той или иной задачей. Зачастую проекты таковы, что для их внедрения понадобится несколько лет. Так что пока мы только накапливаем информацию о том, сколько успешных практик взято на вооружение и внедряется. Но такую статистику мы обязательно подготовим и обнародуем.
Уверен, что повсеместному тиражированию накопленного позитивного опыта поможет выпущенный нами сборник лучших муниципальных практик, который издали и распространили среди всех имеющихся в стране муниципальных образований. Он вполне может стать настольной книгой для всех глав муниципалитетов или инициативных групп граждан. Когда опубликованная в нем информация дойдет до всех заинтересованных лиц, тогда и оценка внедренческого этапа будет более объективной.
 
- Каковы, на ваш взгляд, перспективы конкурса?
- Крайне важно привлечь внимание не только глав муниципальных образований, но в первую очередь самих граждан. Люди должны знать, что на правительственном уровне их лучшие идеи окажутся должным образом оценены. Мы рассчитываем, что россияне включатся в работу и не дадут успокоиться муниципальным чиновникам, а, зная о конкурсе, будут подвигать их на самые эффективные решения, которые позволят успешно развиваться муниципалитетам во всех сферах жизни. Это дело каждого, а не только муниципальной власти. 
 
Беседовал Николай Калинин 
Фото Игоря Самохвалова

Просмотров 909

07.03.2017