Дума ХМАО-Югры предлагает изменить систему налогообложения в нефтяной отрасли

"РФ-сегодня"

Дума ХМАО-Югры предлагает изменить систему налогообложения в нефтяной отрасли

Дума Ханты-Мансийского автономного округа — Югры внесла на рассмотрение Госдумы проект федерального закона № 862141-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации". Законопроект направлен в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам для предварительного рассмотрения.
Законопроект дополняет раздел "Специальные налоговые режимы части второй Налогового кодекса Российской Федерации" новой главой "Система налогообложения в виде налога на прибыль от реализации добытой нефти". По мнению разработчиков, основной целью введения новой главы является «дальнейшее совершенствование действующей системы налогообложения при добыче нефти на месторождениях, расположенных на территории Российской Федерации, за исключением месторождений, расположенных в границах внутренних морских вод и (или) территориального моря Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря».
Действующая система налогообложения деятельности по добыче нефти сформирована в 2002 году и состоит из налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и вывозной таможенной пошлины при экспорте нефти. Эта система налогообложения ориентирована на изъятие выручки, а не на обложение налогом конечного финансового результата, она до недавнего времени характеризовалась простотой администрирования, не имеет аналогов в мире и была введена как временная мера.
Однако такая система налогообложения перестала обеспечивать необходимую рентабельность разработки действующих месторождений и приводит к тому, что 30-40% поставленных на государственный баланс извлекаемых запасов нефти не будут вовлечены в разработку.
В связи с тем, что в действующей системе налогообложения деятельности по добыче нефти учитывается среднеотраслевой уровень затрат, высокорентабельные запасы нефти имеют относительно низкую налоговую нагрузку и государство изымает ренту с таких активов не в полной мере.
Кроме того, как считают в Думе ХМАО, «действующая система является крайне негибкой к изменениям цены на нефть на мировом рынке и курсу рубля по отношению к мировым валютам, в результате чего происходят существенные изменения налогового режима (например, "налоговый маневр")».
Законопроектом предлагается переход к системе налогообложения на основе финансового результата, который позволит: дополнительно изымать в доход государства сверхприбыль от разработки высокорентабельных запасов нефти; обеспечивать рентабельность добычи на месторождениях, находящихся на поздних стадиях разработки, а также добычи трудно извлекаемых запасов и запасов на месторождениях, не обеспеченных объектами инфраструктуры; учитывать изменения цены на нефть на мировом рынке, а также иные макроэкономические показатели.
При переходе на налогообложение на основе финансового результата с учетом текущих цен и уровня развития технологии может быть извлечено не менее 17 млрд тонн запасов нефти.
С учетом бюджетообразующего значения нефтяной отрасли для России на первоначальном этапе планируется перевод на новый налог небольшого количества месторождений, так называемых пилотных проектов, на которых будет проведена проверка новой системы налогообложения. Перечень пилотных проектов сформирован на основе добровольных заявок нефтяных компаний, поступивших в Министерство энергетики России.
В отношении нефти, добытой на участках недр, включенных в перечень пилотных проектов, будет уплачиваться новый налог на прибыль от реализации добытой нефти и все налоги, установленные Налоговым кодексом, включая налог на прибыль организаций, а также вывозная таможенная пошлина, исчисляемая в общеустановленном порядке. При этом налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) уплачиваться не будет.
Налогоплательщиками нового налога признаются только организации, имеющие лицензии на разработку участков недр, включенных в перечень пилотных проектов.
Законопроектом предлагается порядок исчисления налога на прибыль аналогичный порядку исчисления налога на прибыль организаций, установленному 25 главой Налогового кодекса: в составе доходов учитываются все доходы от реализации нефти, а также доходы от реализации совместно с нефтью залегающих полезных ископаемых, доходы при передаче продукции на переработку и при безвозмездной передаче. При этом размер доходов не должен быть меньше суммы доходов, определенной из минимальной расчетной цены на нефть, которая рассчитывается как цена на нефть на мировых рынках, уменьшенная на величину вывозной таможенной пошлины на нефть и транспортных расходов на вывоз от месторождения до границ территорий государств — членов Таможенного союза и до центров мировой торговли нефтью.
Дополнительно в состав расходов включается "аплифт", рассчитываемый как сумма в размере 10% от стоимости основных средств, введенных в эксплуатацию в текущем календарном году. Начисление "аплифта" ограничено четырьмя годами, включая год введения основных средств в эксплуатацию.
В составе доходов не учитываются доходы, полученные от иных видов деятельности, внереализационные доходы, доходы от долговых обязательств, доходы в виде дивидендов и процентов, доходы, не учитываемые для целей налогообложения налогом на прибыль организаций.
В составе расходов не учитываются расходы, не связанные с деятельностью по добыче и реализации нефти и совместно с нефтью залегающих полезных ископаемых, внереализационные расходы, расходы, не учитываемые для целей налогообложения налогом на прибыль организаций, суммы процентов, а также расходы по оплате услуг кредитных организаций.
Законопроектом предусмотрена обязанность по раздельному учету нефти, добываемой на участках недр, включенных в перечень пилотных проектов, а также по раздельному учету доходов и расходов при добыче и реализации указанной нефти и совместно с нефтью залегающих полезных ископаемых.
Налоговым периодом признается календарный год, отчетным периодом — календарный месяц.
Налоговая ставка в отношении прибыли, полученной от реализации нефти и совместно с нефтью залегающих полезных ископаемых, устанавливается в размере 60%. При этом налог на прибыль от реализации добытой нефти подлежит зачислению по ставке 48% в доход федерального бюджета и по ставке 12% в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации. Таким образом, прибыль на пилотных проектах участков недр будет облагаться налогом на прибыль от реализации добытой нефти по ставке 60% и налогом на прибыль организаций по ставке 20% в соответствии с главой 25 НК РФ, то есть прибыль будет облагаться налогом по общей ставке 80%.
С учетом инновационного для российской налоговой системы характера нового налога, законопроектом предлагается специальный порядок применения мер налоговой ответственности, а именно: в 2016-2018 годах меры налоговой ответственности в виде штрафов применяться не будут, в 2019-2020 годах ставки налоговых штрафов будут уменьшены на 50%, с 2021 года меры налоговой ответственности будут применяться в общем порядке.
После апробации предлагаемой законопроектом системы налогообложения на пилотных участках недр планируется распространить налог в целом на нефтедобывающую отрасль.
 
Просмотров 788

17.08.2015 21:30