Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации
Повсеместная победа «Единой России» и губернаторов, выдвинувшихся недавно вне очереди в расчете на получение поддержки населения подведомственных им регионов, конечно, напрямую связана с беспрецедентно высоким рейтингом главы государства.
По сути, те, кто пришел в Единый день голосования на региональные выборы, голосовали за власть и отчасти за успехи на внешнеполитическом треке. Справедливости ради стоит отметить, что «единороссы» проявили себя во время «крымской кампании» так, что их успех ими заслужен. Напомню, что «Единая Россия» в последнее время предпринимала серьезные усилия и по «чистке» партийных рядов, и по налаживанию межпартийных альянсов, привлечению на общие с собой площадки внепартийного актива — в общем, вела себя как полноценная политическая партия, чем и привлекла внимание избирателей.
В свою очередь, завышенная самооценка лидеров протестных групп и нежелание сосредоточиться на системной, рутинной оргработе привела большую часть из них на скамейку аутсайдеров, откуда они принялись демотивировать обитателей социальных сетей, отговаривая их от участия, по их версии, в «выборах без выбора». Этим самым представители «несистемной оппозиции» только усугубили свое положение, спровоцировав еще большую потерю внимания со стороны российской аудитории в соцсетях. Выражаясь совсем просто, нытье «протестантов» достало многих их сторонников.
Парламентская оппозиция, в некоторых случаях вступив в предвыборные альянсы с представителями «Единой России», а в некоторых — жестко оппонируя ей, добилась относительного успеха, хотя, в общем, и не смогла серьезно улучшить свои показатели прошлого года.
Новообразованные партийные проекты также пока не проявили себя, выступив весьма и весьма скромно. Соответственно, сегодня еще рано говорить и об их перспективах на думских выборах.
Значительные разрывы в явке населения от региона к региону свидетельствуют, с одной стороны, о низкой политической активности и отсутствии гражданской сознательности (это объясняется слабыми внешними драйверами, понуждающими к консолидированному голосованию), а, с другой, выявили крайне разноплановое отношение к процессу организации голосования со стороны региональных глав.
Кто-то из них постарался максимально привести население на избирательные участки и проголосовать «как надо», а кто-то полностью манкировал своими возможностями сделать это. В результате показатели явки оказалось крайне сложно объяснить с точки зрения обычной электоральной логики.
Врио глав регионов и так бы выиграли (с помощью высокого рейтинга Путина), но политтехнологические усилия в некоторых случаях создали нездоровую ситуацию: их показатели оказались слишком высокими, чем спровоцировали сомнения в адекватности проведенных выборов. Как говорится, удивления нет, а осадок остался…
Очевидно, что Президент, давая свое благословение на досрочные выборы, имел в виду совсем другое. Например, что он ожидает проявлений профессионализма не только в обосновании того, зачем понадобилась эта «досрочка», но и в умении грамотно, экономно и, главное, профессионально распорядиться региональными ресурсами на благо населения на отдельной территории.
В общем, выборы прошли, по меткому выражению главы Общественного штаба в Москве Михаила Барщевского, «скучно, но честно» (по большей части, хочется добавить), и это, пожалуй, из разряда хороших новостей.
Надежды на ротацию региональных кадров, которую высказывали некоторые кандидаты, немного лукавя и имея в виду прежде всего самих себя, в общем, не очень оправдались. Но нужна ли ротация ради самой ротации? Гораздо важнее, конечно, провести замену морально устаревших элементов регионального истеблишмента с конкретной целью его качественного улучшения или усилить уже имеющиеся политические группы эффективными специалистами из разных отраслей, способных оказывать авторитетное влияние на социально-политические и экономические процессы.