Все о пенсиях в России

вчераМногодетным матерям предложили дать право уходить на пенсию досрочно

17.05.2024Семьи погибших участников СВО с детьми до 23 лет смогут получать две пенсии

17.05.2024Полицейским-ветеранам предлагают добавить льгот

В Китае выбирают новое руководство страны

В воскресенье, 5 марта, в Пекине открылась сессия парламента КНР, которая по совокупности знаковых мероприятий имеет все шансы войти в историю

05.03.2023 10:29

Автор: Иван Антонов, Пекин

В Китае выбирают новое руководство страны
  © pxhere.com

Каждую весну Пекин переходит на «особое положение», сопровождающееся повышением мер безопасности — ужесточается контроль на транспорте, на городских улицах и в парках, на двухнедельный период вводятся и другие ограничения, например на запуск дронов. Столица готовится к проведению сессий двух главных законодательных органов — Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК). В народе эти мероприятия для простоты именуют «две сессии».

Согласно конституции Китая и сложившейся практике, на «двух сессиях» принимаются наиболее важные для страны законы, а также назначается основная масса руководителей государственных учреждений. Таким образом, ВСНП, или, проще говоря, китайский парламент, реализует свои полномочия как главного, в соответствии с Основным законом, органа власти КНР. Помогает ему в этом ВК НПКСК, координирующий работу неправительственных и общественных структур Китая и выступающий в качестве площадки для выдвижения инициатив и предложений от разнообразных социальных групп.

Андрей Денисов: В современном мире Россия и Китай вынуждены стоять спина к спине

Первая среди равных

Парламент Китая выбирается по сложной многоступенчатой системе и имеет пятилетний срок полномочий. Новый состав ВСНП 14-го созыва приступил к работе 5 марта, собравшись на свою первую сессию. Обычно именно она является наиболее интересной, потому что на ней формируется руководство государства, включая Председателя КНР и его заместителя, которые станут известны 10 марта, премьера Госсовета (правительства) утвердят 11 марта, вице-премьеров и большинство министров — 12 марта. Все эти вопросы обсуждаются непосредственно в ходе заседаний 2977 делегатов, которые в этом году проработают до 13 марта, на которое намечено закрытие сессии. К этому моменту станут известны те, кому предстоит управлять страной в ближайшие пять лет.

В этом году традиция сохранилась, и, как анонсируют представители китайского парламента, законодателям предстоит принять ряд действительно знаковых решений. Они коснутся практических всех сфер и слоев населения и надолго вперед заложат основу для развития Китая.

Постковидная реальность

Приоритетом китайских парламентариев станет утверждение дальнейшего развития хозяйственной системы КНР. Ориентиром для этого выступят доклад главы правительства о работе в 2022 году и проект плана развития страны на 2023 год, которые обнародуются в первый день работы ВСНП. Эти документы определят контуры социально-экономической деятельности властей, в том числе приоритеты развития, объемы финансирования тех или иных сфер. Будут расставлены акценты по всем наиболее значимым направлениям функционирования государства и жизни общества.

Отличительной чертой этого года, без сомнений, является то, что план социально-экономического развития Китая на 2023 год составлялся с учетом наступления «постковидной» эры. Впервые за три года стране и обществу предстоит жить, не оглядываясь на возможность локдаунов, с постепенно открывающимися внешними границами. Оживление ожидается во всех секторах китайской экономики, соответственно, прогнозируется уверенный рост внутреннего валового продукта, который в 2023 году, по прогнозам правительства, составит 5 процентов. Китайским парламентариям в процессе «двух сессий» предстоит рассмотреть предложения правительства по поводу развития страны и высказать свою точку зрения.

При этом законодателям необходимо будет учесть серьезные трансформации в мире, которые, по словам высшего китайского руководства, «мир не видел за сто лет». Это, разумеется, отразится на отдельных позициях плана развития КНР. В частности, с особым интересом ожидается обсуждение внешнеэкономических приоритетов «постковидного» Китая, объемы финансирования оборонных расходов и социальных программ, включая меры по противодействию старению населения.

Кадровый вопрос

Не менее важным, чем согласование базовых параметров плана развития страны, является утверждение парламентом ключевых политических фигур китайской власти. Помимо уже упоминавшихся государственных чиновников высшего уровня, ВСНП предстоит определить состав своего руководства, в первую очередь председателя Постоянного комитета и его замов, «нарезать» им курируемые участки и привести в соответствие с требованиями времени номенклатуру и комитетов главного законодательного органа КНР.

Не менее важным станет формирование органов управления в военной сфере. Здесь интересен персональный состав Центрального военного совета КНР, а также новый министр обороны страны. Несмотря на то что смена главы китайского МИД состоялась за три месяца до «двух сессий» и была оформлена решением Постоянного комитета ВСНП (у него есть полномочия назначать министров), тем не менее внешнеполитическому треку на «двух сессиях» также будет уделено отдельное внимание. Об основных приоритетах дипломатической работы расскажет лично глава министерства иностранных дел Цинь Ган, пресс-конференция которого намечена на 7 марта.

Читайте также:

• Лавров заявил о далекоидущих планах сотрудничества России и Китая

Интрига с реформой

Пожалуй, одним из наиболее любопытных аспектов работы парламентариев в этом году является обсуждение ими плана реформирования системы государственных органов КНР. Данный вопрос в предварительном плане изучили во влиятельном Центральном комитете Коммунистической партии Китая и утвердили проект изменений на втором пленуме ЦК КПК 26-28 февраля. Теперь «свою часть пути» нужно пройти китайскими законодателям, которым предстоит обсудить варианты переформатирования правительства.

Главной задачей реформирования системы государственного управления названо более эффективное реагирование на современные вызовы и обеспечение развития страны в текущих условиях. Однако конкретные решения пока остаются «за кадром», при том что прогнозы специалистов разнятся от «косметических», не заметных постороннему глазу изменений, до масштабной реформы всего властного аппарата.

Сочетание вопросов, которые предстоит рассмотреть законодателям КНР в ближайшие дни, претендует на то, чтобы заведомо занести эту сессию в разряд исторических, определяющих судьбы не только Китая, но и всего мира. По мере того, как будет разрешаться интрига с конкретными персоналиями и содержанием реформы госвласти, доводы в пользу этого, видимо, будут только укрепляться.