Совет Федерации одобрил закон о публичной власти

Тема: Пленарное заседание Совета Федерации 15 декабря 2021 года

15.12.2021 13:05

Автор: Евгения Филиппова

Законопроект: № 1256381-7

Совет Федерации одобрил закон о публичной власти
  © Игорь Самохвалов/ПГ

На пленарном заседании 15 декабря Совет Федерации одобрил закон о публичной власти, который, в частности, снимает на федеральном уровне ограничение по количеству сроков для глав регионов, а также вводит единый пятилетний срок исполнения обязанностей для местных депутатов.

«Закон был существенно доработан. Мы в ходе работы поддерживали постоянный контакт со многими регионами — с губернаторами, законодательными собраниями, — с председателями палат Федерального Собрания», — сказал председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.

Всего к закону поступило больше 400 поправок, авторами которых стали в том числе спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников отмечал, что текст документа в ходе рассмотрения вырос почти в два раза.

Новый закон устанавливает единый срок полномочий региональных депутатов и глав субъектов. Он составит пять лет. При этом отменили положение, по которому глава региона не может замещать должность больше двух сроков подряд. В то же время такое ограничение может быть предусмотрено законодательством субъектов, в их уставах или конституциях, пояснил Клишас.

Региональные депутаты смогут по-прежнему работать в парламенте на постоянной профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности, но закон уточняет, что в любом случае они будут считаться госслужащими субъекта Федерации. Кроме этого, региональными законами смогут предусмотреть порядок дистанционного участия в заседаниях законодательных органов.

Закрепляется, что в отношении региональных депутатов аналогично федеральным парламентариям смогут применять меры ответственности. Так, депутатам заксобраний могут вынести предупреждение, освободить их от административной должности, запретить её занимать, прекратить их полномочия. Например, новым основанием для досрочного прекращения полномочий станет случай, если депутат не сообщит в прокуратуру, что к нему обратились с целью склонения к коррупционным действиям.

Наименование высшего должного лица субъекта унифицируется. Такая должность будет называться «Глава» и далее название региона.

«Единообразный подход не исключает дополнительного наименования, которое может быть установлено конституциями и уставами субъектов с учётом местных традиций, однако дополнительное наименование не может содержать слова, составляющие наименование должности главы государства — Президента Российской Федерации», — отметил сенатор.

Кроме этого, уточняются основания, по которым главу региона могут освободить от должности. Это возможно в девяти случаях, в том числе при наличии гражданства иностранного государства и в случае отрешения от должности президентом в связи с выражением недоверия главе региона законодательным органом субъекта.

При этом сохраняется право регионов предусматривать у себя иные госорганы и госдолжности, например уполномоченного по правам человека и по правам ребёнка. Однако по просьбам субъектов были закреплены дополнительные гарантии пенсионного обеспечения лиц, замещающих госдолжности — закон устанавливает, что дополнительное пенсионное обеспечение может быть предусмотрено за счёт средств региона. Также каждый регион будет обязан создать, если его нет, финансовый и контрольно-счётный органы.

Кроме этого, была учтена позиция регионов относительно рассмотрения сроков рассылки законопроектов. «Сохраняется 30 дней, но Государственная Дума в отдельных случаях в соответствии с Регламентом может сократить срок рассылки до 15 дней», — рассказал Клишас.

А чтобы защитить интересы регионов и исключить ситуацию, когда на них могут возложить необоснованные расходы, законом детально регулируются полномочия по предметам совместного ведения региона и Федерации. Закреплён исчерпывающий перечень 170 таких вопросов.

Законом предусмотрена возможность специального регулирования в городах федерального значения, на федеральных территориях и в административных центрах регионов.