Сначала в Петербурге будут строить школы, потом жильё

Новый Генплан запрещает возводить дома в чистом поле

Сначала в Петербурге будут строить школы, потом жильё

Фото: gov.spb.ru

Строители не должны сначала возводить многоэтажки, а потом потихоньку обеспечивать новосёлов школами, детскими садами, поликлиниками, общественным транспортом, считают власти Петербурга.  Людям обязаны сразу создать нормальные условия —  об этом говорят поправки в Генплан, которые в начале июля предварительно одобрила комиссия Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА).  Сам документ  городские депутаты должны принять не позже марта 2021 года. 

Карта покажет

Нынешний Генплан Петербурга принят в 2005 году, срок его действия — до 2025-го, но в 2011 году Градостроительный кодекс поменял правила составления генпланов. Теперь их надо верстать, исходя из местных стратегий социально-экономического развития. И если в стратегиях записано, что собирается сделать регион, то в Генплане — где. А в прошлом году городские депутаты приняли закон, по которому Генплан должен ещё и отображать крупные объекты инфраструктуры — социальной, транспортной, инженерной, природоохранной. То есть на картах заранее отметят, где будут находиться вестибюли метро, электроподстанции, школы, детсады, поликлиники, подземные пешеходные переходы, дорожные развязки и многое другое. Чтобы не повторилась история с мостом Бетанкура, соединяющего Васильевский остров с Петроградской стороной, который пришлось буквально втискивать между новостройками Петровского острова.

Депутаты два года договаривались с чиновниками о том, какие объекты надо отмечать на картах Генплана и почему, рассказал «Парламентской газете» председатель комиссии Заксобрания  по городскому хозяйству Сергей Никешин. По его словам, иначе некоторые сооружения просто не удастся построить, если не зафиксировать заранее их местоположение — уже бывало, что место, где планировался вестибюль метро, оказывалось занятым торговым центром.

На картах отметили не только элементы инфраструктуры, но и всё, что город намерен строить и развивать до 2048 года — таков срок действия нового Генплана. Там есть территории под будущие заводы, аэродромы, порты, железнодорожные узлы, а вокруг каждого — охранные зоны. Так, будут расширяться и аэропорт «Пулково», и порт «Морской фасад». Есть планы строительства ещё одной воздушной гавани в Левашёво. Отметили и земли, которые заливает во время наводнений и паводков.

Работа над поправками в Генплан началась год назад и к 29 января 2021 года они должны быть полностью оформлены, чтобы в марте их утвердило Заксобрание Петербурга.

Направление развития — на юг

По мнению Никешина, принцип «Сначала инфраструктура, потом жильё» — то, что будет отличать новый Генплан от прежнего. Депутаты говорили о нём давно, и теперь он примет форму закона для Петербурга.

«Развитие территории должно быть увязано по срокам с развитием того, что составляет основу комфортного города: дорог и транспорта, парков и общественных пространств, объектов здравоохранения, образования, отдыха, торговли, рабочими местами», — объяснил новый принцип парламентарий.

А в Градостроительном комитете «Парламентской газете» сообщили, что новые подходы позволят качественнее планировать расходы на объекты инфраструктуры и строго их учитывать, готовя планировочную документацию.

Именно по этим правилам будут застраиваться городские районы. В КГА уточнили, что основных площадок для новых жилых микрорайонов три и все они — бывшие сельхозугодья, каждая около ста гектаров. Одна на севере города, две — на юге. Южное направление вообще потихоньку становится главным, там — самые большие стройки: земли вокруг Экспофорума, город-спутник «Южный», в котором, кроме жилых кварталов появится кампус ИТМО. А неподалёку, под Павловском, вырастет кампус СПбГУ. По мнению чиновников КГА, они и станут основными точками роста. На юг и юго-восток протянут новую скоростную автотрассу и пустят все виды общественного транспорта, включая электрички.

«Это периферийные территории, развитие которых неминуемо приведёт к укреплению связей города и области и усилению агломерационного эффекта», — пояснили в КГА.

Строек на костях не будет

Генплан, как напомнил Сергей Никешин, — это не только про то, где можно или нельзя строить. Это ещё и инструмент формирования облика города. Депутат рассказал о своей давней идее, чтобы Петербург застраивался не только многоэтажками. По его мнению, должны появляться и зоны характерной для Петербурга шестиэтажной застройки, в том числе на окраинах. А такие места, как Колпино, Пушкин, Зеленогорск, Кронштадт должны застраиваться так, чтобы сохранялась их индивидуальность.

Зато Никешин уверен, что не возникнет больше конфликтов вокруг забытых кладбищ, как это было, например, при строительстве развязки недалеко от Экспофорума, когда в 2017 году бульдозеры вскрыли братскую могилу. Захоронение времён войны, в котором покоилось около тысячи солдат, было отмечено на картах, но не на тех, которыми пользовались дорожники. И в Генплане оно не значилось. Так что, когда Петербургское шоссе, идущее из Пулкова в Пушкин, расширяли с двух полос до четырёх, наткнулись на кости.

Теперь на карты Генплана нанесли все исторические кладбища города, в том числе давно закрытые. Учли и погосты у посёлков, которые в разное время вошли в черту Петербурга, и отдельные захоронения.

Поправкам в Генплан города ещё предстоит согласование в Правительстве России, в том числе в Минкультуры, и комитетах Смольного. А затем — публичные слушания. В Градостроительном комитете пообещали, что все предложения, которые прозвучат во время обсуждений, тоже рассмотрит комиссия по подготовке изменений в Генплан.

Просмотров 1671

08.07.2020 21:20