Пять лет Договору о Евразийском экономическом союзе:

Суд ЕАЭС как гарант стабильности межгосударственного сотрудничества

В эпоху расширения географии экономического взаимодействия, укрепления международных экономических связей и развития партнёрских отношений с другими государствами принципиально значимым является создание наднациональных структур, функционирование которых позволит обеспечить наиболее эффективное и взаимовыгодное сотрудничество между странами, объединёнными едиными целями.

Практика последних лет показала, что ни одна даже самая устойчивая и прогрессивная экономика не может полноценно развиваться без взаимовыгодного международного сотрудничества и участия в межгосударственной экономической кооперации. Благодаря укреплению экономических связей и международной координации в сферах таможенной и антимонопольной политики, разработке требований к производимым товарам и оказываемым услугам, инвестиционной деятельности возможна максимальная реализация потенциала национальных экономик каждого из сотрудничающих государств. Не является исключением из этого правила и Евразийский экономический союз, который на протяжении последних пяти лет способствует экономическому росту всех государств — участников этого международного объединения.

Но какими бы прочными ни были партнёрские отношения между странами, в рамках любого формата сотрудничества могут возникать спорные ситуации, цивилизованное разрешение которых позволит гарантировать долгосрочность и устойчивость межгосударственного сотрудничества. В контексте деятельности ЕАЭС институтом, призванным обеспечивать стабильность экономического взаимодействия государств — участников соглашения и разрешать возникающие между ними противоречия, является Суд Евразийского экономического союза.  

Суд ЕАЭС, согласно статуту органа, рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора о ЕАЭС, других международных договоров в рамках ЕАЭС, а также решений органов союза по заявлениям государств — членов ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия), а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории государств — членов ЕАЭС. Основная цель деятельности Суда ЕАЭС заключается в том, чтобы способствовать укреплению межгосударственного экономического взаимодействия и расширению сотрудничества в сфере организации единого экономического пространства в рамках ЕАЭС посредством разрешения противоречий, возникающих между государствами, являющимися участниками соглашения.

Так, к примеру, приверженность государств — членов ЕАЭС созданию единого экономического пространства на основе равенства участников и соблюдения принятых на себя международных обязательств была подтверждена Судом ЕАЭС в решении по делу от 21 февраля 2017 года по заявлению Российской Федерации по спору о соблюдении Республикой Беларусь Договора о ЕАЭС, статьи 125 Таможенного кодекса Таможенного союза, статей 11 и 17 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов государств — членов Таможенного союза. По итогам рассмотрения указанного спора Суд ЕАЭС признал факт ненадлежащего соблюдения нашими партнёрами положений Договора о ЕАЭС в части «обеспечения свободы движения товаров, функционирования Таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов, стремления к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках ЕАЭС, осуществления единого таможенного регулирования». Указанным решением Суд ЕАЭС подтвердил недопустимость одностороннего пересмотра решений, принятых таможенными органами одного из государств — членов ЕАЭС, таможенными органами иных государств — членов ЕАЭС, разрешив возникшую неопределённость, которая препятствовала свободному движению товаров между государствами — участниками Договора о ЕАЭС.

Признание и безусловное соблюдение принимаемых в рамках деятельности Суда ЕАЭС решений является важным шагом на пути к евразийской экономической интеграции, необходимость которой постоянно подчёркивается на высшем государственном уровне стран — участниц соглашения.

За 5 лет существования Договора о ЕАЭС государства-участники отметили достижение значительных успехов в развитии национальных экономик, однако потенциал ЕАЭС ещё себя не исчерпал. Например, только 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС, содержащий регулирование таких важнейших вопросов таможенной политики, как порядок и условия перемещения товаров, порядок совершения таможенных операций, порядок уплаты таможенных платежей. Унификация таможенной политики государств является одним из многих шагов в рамках процесса межгосударственного экономического сотрудничества, который направлен на повышение эффективности национальных экономик.

При этом необходимо отметить, что деятельность ЕАЭС имеет важнейшее значение не только для государств — членов этого международного объединения, но и для мировой экономики в целом, ведь укрепление межгосударственных связей в рамках столь крупного по географии охвата экономического союза позволит также обеспечить наибольшую эффективность глобального экономического сотрудничества.

Автор: Андрей Клишас

Ещё материалы: Андрей Клишас

Просмотров 1533

20.09.2019 15:03




Загрузка...

Популярно в соцсетях