Ежегодный отчет Правительства в Госдуме

10:06Мишустин: пандемия потребовала изменения темпа работы и пересмотра приоритетов

09:35«Единая Россия» задаст конкретные вопросы премьер-министру, сообщил Исаев

вчераВолодин предложил обсудить меры по деофшоризации экономики в ходе отчёта Правительства в Госдуме

Обеспечение избирательных прав в условиях нового вызова

Принцип периодичности проведения выборов является одним из важнейших правовых принципов, которые составляют основу функционирования избирательной системы любого современного демократического правового государства. Наравне с иными общепризнанными электоральными принципами периодичность выборов призвана обеспечить надёжную гарантию реализации гражданами возможности принимать участие в непосредственном решении наиболее значимого вопроса публичного управления — вопроса выбора своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. 

Принцип периодичности проведения выборов в числе ключевых избирательных принципов признаётся в статье 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, которая определяет, что воля народа должна быть основой власти правительства, должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путём тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

В то же время в условиях осложнения эпидемиологической обстановки многие государства в целях защиты жизни и здоровья людей вынуждены вносить некоторые коррективы в порядок реализации гражданами принадлежащих им избирательных прав и адаптировать собственную избирательную систему под существующие объективные условия.

Право граждан избирать и быть избранными является центральным в системе политических прав, в процессе участия граждан в управлении государством. Принятие гражданами решений по важнейшим вопросам государственной жизни осуществляется посредством функционирования механизмов прямой и представительной демократии, поэтому даже в экстраординарных обстоятельствах невозможность проведения выборов может привести к крайне отрицательным для всего общества последствиям.

Безусловно, сложная эпидемиологическая обстановка опосредует необходимость принятия дополнительных мер, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а привычный порядок реализации избирательных процедур нуждается в существенной корректировке. Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием и органами государственной власти субъектов России уже был принят ряд решений, направленных на минимизацию негативного влияния распространения заболевания, которые позволили найти наиболее сбалансированный подход между поддержанием обычного ритма жизни людей и обеспечением их безопасности. Вся система публичной власти России продемонстрировала умение оперативно разрешать возникающие проблемы в довольно сжатые сроки. Накопленный опыт преодоления объективных сложностей можно и нужно использовать для обеспечения надлежащего участия граждан России в политический жизни государства.

Даже в условиях непростой эпидемиологической обстановки безопасное для жизни и здоровья людей проведение выборов в России на всех уровнях публичной власти возможно. Для того чтобы обеспечить возможность участия граждан в выборах и упредить риски распространения инфекции, потребуется изменить привычный порядок проведения выборов. В этой связи особый интерес представляет опыт зарубежных правопорядков, выборы в которых в столь экстраординарных обстоятельствах уже проводились.

В зарубежной практике проведения выборов в условиях распространения заболевания в целях обеспечения здоровья и безопасности избирателей применяются такие меры, как измерение температуры тела избирателей при входе на избирательные участки, введение требований об обязательном использовании средств индивидуальной защиты (маски и перчатки), использовании антисептиков для рук, соблюдении социальной дистанции на избирательных участках (1-2 метра), использовании одноразовых или индивидуальных пишущих принадлежностей, проведение периодической дезинфекции помещений, в которых проводятся выборы, установка кабинок для голосования, обеспечивающих необходимую защиту от распространения заболевания и другие. Так, на парламентских выборах в Южной Корее от 15 апреля 2020 года все граждане, чья температура была выше 37,5 градуса по Цельсию, голосовали в специальной кабинке для голосования. Также более 13 тысяч человек, находящихся в режиме самоизоляции, получили возможность принять участие в голосовании после 6 часов вечера, когда другие избиратели покинули избирательные участки. На выборах в органы местного самоуправления в Японии в апреле 2020 года по взаимному согласию всех кандидатов традиционные мероприятия по рукопожатию и выступлению с короткими речами в ходе встреч с избирателями на улицах не проводились. Вместо этого лидеры партий разместили видеообращения на веб-сайтах и в социальных сетях, а все кандидаты проводили избирательные кампании преимущественно в режиме онлайн. На предварительных выборах (праймериз) Демократической партии в США в нескольких штатах было проведено заочное голосование по почте.

Однако, предусматривая те или иные особенности проведения выборов в условиях распространения заболевания, необходимо гарантировать, что процедура голосования будет простой, понятной и безопасной для людей, с одной стороны, и что выборы будут действительно транспарентны - с другой. В этой связи особенно важным представляется создание условий для осуществления общественного контроля, который является неотъемлемым элементом прозрачности избирательных процедур. Нельзя допустить, чтобы принимаемые превентивные меры поставили под сомнение репрезентативность результатов выборов, лишили общество возможности осуществлять контроль над их проведением, как это, к примеру, имело место на всеобщих выборах в сенат Ирландии от 30-31 марта 2020 года, когда подсчёт голосов осуществлялся без присутствия прессы.

Политическая жизнь общества не должна останавливаться, а право граждан на управление делами государства посредством участия в выборах подвергаться риску нарушения. Безусловно, мы должны принять все необходимые меры, которые позволят обеспечить безопасность жизни и здоровья людей, транспарентность и доступность избирательных процедур. И накопленный опыт борьбы с последствиями распространения инфекции позволит достичь эти цели.

Ещё материалы: Андрей Клишас

Просмотров 1821

01.06.2020 17:34