Конституция — не музейный памятник

К 20-летию Конституции и Федерального Собрания РФ — Сергей Миронов, руководитель фракции «Справедливая Россия»

Конституция — не музейный памятник
Сергей Миронов
Конституция Российской Федера­ции сегодня — это своеобразная «дорожная карта» поступательного развития нашего государства. «До­рожная карта», которая не позволяет ни свернуть в сторону, и уж тем бо­лее ни в коем случае повернуть назад. В эти дни многие говорят о том, что настала пора вносить коррективы в Конституцию. И не только говорят, но уже готовят и вносят первые по­правки. Говоря о той самой «дорож­ной карте», нужно действительно понимать: законодатель сознательно заложил в Конституцию некие охранительные функции, некие кон­сервативные нормы, для того, чтобы не было шараханья, не было попыток перекраивать то, что принято всена­родным консенсусом. Но это не зна­чит, что Конституция — некая свя­щенная корова, которая должна быть абсолютно неприкосновенной. Потен­циал Конституции, безусловно, не ис­черпан, но она не должна оставаться музейным памятником, нужно думать о ее развитии.
 
В этой связи представляется, что одной из тем, достойных внимания не только законодателей, но и всего общества, является соотношение вет­вей власти в России. Действующая Конституция не обеспечивает пред­ставительную ветвь власти достаточ­ными полномочиями. На мой взгляд, нужно сбалансировать отношения Го­сударственной Думы и Правительства РФ следующим образом: если Пред­седателя Правительства назначает Президент, хотя и с согласия нижней палаты, то она должна иметь право выразить недоверие Правительству.
 
В Конституции следует прямо предусмотреть право Государствен­ной Думы, Совета Федерации отдель­но либо вместе создавать комиссии для расследования любых вопро­сов, связанных с работой органов власти и конкретных должностных лиц. С учетом разгула коррупции не­обходимо наделить парламент воз­можностью создавать комиссии по расследованию любых случаев зло­употребления своими полномочиями членами Правительства, представи­телями органов власти, работниками правоохранительных органов и спец­служб, членами избиркомов, самими депутатами, руководителями госу­дарственного аппарата и компаний, получающих государственные инве­стиции, и тем более государственное бюджетное финансирование. Надо также твердо установить, что депутат за нарушение требований, предусмо­тренных его статусом, может быть лишен мандата только через специ­альную процедуру с участием орга­нов судебной власти.
 
Не могу умолчать о том, что се­годня 7-я Статья Конституции, опре­деляющая Российскую Федерацию как социальное государство, все еще является, по сути, декларацией о на­мерениях. В настоящее время социаль­ный мандат государства нивелируется как на уровне законов и подзаконных актов, так и на уровне правопримени­тельной практики и, к еще большему сожалению, не обеспечивается долж­ным правосудием.
 
Предлагаю более четко изложить пункт 2 Статьи 9 Конституции РФ, которая гласит: земля и другие при­родные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муници­пальной и иных формах собствен­ности. За данным речитативом нет ничего, кроме либеральных иллюзий начала 90-х. Если бы, скажем, «Водный кодекс», принимался не в 2006 году, а в конце 90-х. На наш взгляд, Консти­туция должна закрепить статус недр и природных водных водоемов в каче­стве публичного общественного досто­яния нынешнего и будущих поколений российских граждан.
 

Просмотров 8841