Как рассматривают и принимают законы

В январе парламентарии обсудят законопроекты о запрете треш-стримов и ответственности за утечку персональных данных

08.01.2024 00:00

Автор: Мария Соколова

Как рассматривают и принимают законы
  © Владимир Федоренко/РИА Новости

В 2023 году принято почти 700 федеральных законов, четверть из них — социально ориентированные. После небольшого перерыва на новогодние праздники парламентарии вновь приступят к работе. В плане Госдумы на январь — законопроекты о запрете треш-стримов, ужесточении ответственности за утечку персональных данных, соблюдении прав соседей при посуточной аренде квартир. Также в весеннюю сессию депутатам и сенаторам предстоит рассмотреть проекты о развитии сельского туризма и строительстве лесных дорог. Как обсуждают и принимают законы в России, разбиралась «Парламентская газета».   

Кто может вносить проекты

Согласно Конституции России, право законодательной инициативы принадлежит президенту, сенаторам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству, законодательным органам регионов, Конституционному и Верховному судам.

Больше всего законопроектов вносит Правительство и парламентарии. Например, в календарь работы Госдумы на конец ноября — декабрь включили 77 приоритетных инициатив. Из них 40 внесены кабмином, 33 — сенаторами и депутатами и всего четыре — законодательными органами регионов.

После внесения в Госдуму законопроект регистрируют и присваивают уникальный регистрационный номер. Текст размещают в открытом доступе в интернете, приложив пояснительную записку, в которой излагают суть инициативы и причину разработки — например, необходимость ужесточения наказаний за преступления, устранение правовых пробелов, назначение каких-то льгот и выплат, совершенствование экономических процедур или работы информационных систем. Проекты сопровождают финансово-экономическим обоснованием — указывают, потребуются ли для их воплощения в жизнь бюджетные деньги.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств государства и инициативы, предусматривающие расходы из федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства.

В ближайшем будущем Госдума и Правительство перейдут на электронный документооборот, и все проекты кабмина будут поступать только в электронном виде, сообщили в пресс-службе палаты 28 ноября. Такое решение принято по итогам совещания у спикера Государственной Думы Вячеслава Володина. Для перехода на электронный документооборот с Правительством решено подготовить дорожную карту, отметили в пресс-службе. 

За каждым комитетом свои темы

Внесенные законопроекты в зависимости от темы распределяют в комитеты. Например, изменения в различные кодексы, предложения об ужесточении уголовных или административных наказаний рассматривает Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству, социальные нормы  — Комитет по труду, соцполитике и делам ветеранов, проекты в сфере IT - Комитет по информационной политике. Напомним, что всего в Госдуме 32 комитета. Если темы пересекаются, у законопроекта появляется также комитет-соисполнитель.

После предварительного рассмотрения комитеты отправляют законодательные инициативы в рассылку в регионы и в Правительство для получения отзыва. Затем их рассматривают на заседании комитета и рекомендуют к принятию или отклонению в первом чтении на пленарном заседании Госдумы.

Все законопроекты поступают в Совет Думы, который включает их в примерную программу работы Госдумы. Совет формирует план работы на сессию, на месяц и на каждое пленарное заседание. Проект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и материалы к нему по представлению ответственного комитета направляют президенту, в Совет Федерации, депутатам Госдумы, в Правительство и авторам не позже чем за три дня до его рассмотрения на пленарном заседании.

Когда документ не предусматривает бюджетные расходы, его могут обсудить на пленарном заседании без отзыва Правительства — если оно не предоставило его в установленный срок. Этот отзыв кабмин должен дать в течение месяца.

Зачем нужны три чтения

На пленарных заседаниях законопроекты рассматривают в три этапа. По словам первого зампреда Комитета Госдумы по контролю, первого замруководителя фракции «Справедливая Россия — За правду» Дмитрия Гусева, у каждого чтения законопроекта свои цели и задачи. «В первом чтении обсуждают концепцию документа и актуальность предложенных норм», — сказал депутат. Авторы документа — парламентарии, представители министерств — рассказывают о содержании и причинах разработки инициативы. Затем выступает представитель ответственного комитета. После этого депутаты могут задать  вопросы разработчикам, а депутаты каждой фракции высказать с трибуны свое мнение. Также право на выступление есть у полномочных представителей президента и Правительства, Счетной палаты. Если за инициативу проголосовали большинство депутатов, она считается принятой, если нет — законопроект отклонен.

После принятия в первом чтении начинается подготовка документа ко второму. «Между первым и вторым чтениями вносятся поправки, и все участники законодательного процесса — депутаты разных фракций, Правительство, регионы — могут внести свои предложения», — отметил Дмитрий Гусев. Не меньше 15 дней дают на предоставление поправок. Если для реализации новых норм нужны подзаконные акты, кабмин должен представить ко второму чтению проекты этих документов.

Наиболее нашумевшие проекты обсуждают на круглых столах и парламентских слушаниях. Срок предоставления поправок могут и продлить. Для доработки самых значимых проектов формируют рабочие группы с участием экспертов. Так произошло, например, с законопроектом «О занятости населения в РФ» — работа над ним шла два года. Во втором чтении приняли 210 поправок.

Предложенные изменения рассматривают на заседании профильного комитета — он составляет две таблицы поправок — рекомендованных к принятию и к отклонению. Затем законопроект выносят на второе чтение на пленарном заседании. Авторы поправок могут вынести свои предложения на отдельное голосование, но в основном депутаты голосуют сразу за таблицу целиком.

Текст дорабатывают с учетом поправок и после обсуждения на заседании комитета выносят на третье чтение на пленарном заседании. Есть случаи, когда инициативу возвращают во второе чтение, чтобы внести в документ еще какие-то изменения. После принятия в третьем чтении на пленарном заседании проект становится законом.

Срочные меры

«Третье чтение — это только редакционные правки, — пояснил Дмитрий Гусев. — Частой является практика, когда второе и третье чтение делают в один день». Иногда процедуру рассмотрения законопроектов сокращают — это касается очень важных, общественно значимых инициатив. «Бывает и такое, что в трех чтениях закон принимают сразу. В восьмом созыве мы приняли много таких законов, — сказал парламентарий. — Они были связаны с поддержкой участников СВО, развитием экономики, с ситуациями, когда нужно было очень быстро реагировать».

Сразу в трех чтениях приняли, например, законы о вхождении новых регионов в состав России, а также закон об ограничении рекламы и продажи вейпов. В седьмом созыве оперативно принимали нормы, направленные на борьбу с пандемией коронавируса.    

Сенаторы должны обсудить закон за две недели

В соответствии с Конституцией принятый Госдумой закон в течение пяти дней передают на рассмотрение Совета Федерации. Вместе с документом отправляют стенограммы заседания Госдумы, отзывы Правительства и регионов и другие сопровождающие материалы. Закон регистрируют и отправляют всем сенаторам для ознакомления. Отсутствие отзыва кабмина к налоговым и другим законам, предусматривающим бюджетные расходы, может стать причиной отклонения документа Советом Федерации.

По словам главы Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслава Тимченко, сенаторы должны рассмотреть закон в течение двух недель. «Сначала документ обсуждают на заседании комитета, где его рекомендуют одобрить или отклонить. Профильный комитет с учетом мнения комитетов-соисполнителей готовит соответствующее заключение на документ», — сказал сенатор «Парламентской газете».

После этого закон рассматривают на пленарном заседании. С докладом выступает сенатор из комитета, ответственного за рассмотрение. Также может выступить представитель комитета-соисполнителя. На обсуждении присутствуют чиновники из профильных министерств — им можно задать вопросы. Когда за закон проголосовали большинство сенаторов, он считается одобренным.

Затем документ отправляют Президенту России для подписания и если он поставил подпись, документ публикуют. Новые нормы вступают в силу через десять дней после официального опубликования или с даты, указанной в самом законе.

Согласительная комиссия

Если Совет Федерации отклонил федеральный закон, принятый Госдумой, по нему создают согласительную комиссию для преодоления разногласий и доработки документа. В специальном постановлении могут объяснить причину отклонения и указать положения, которые следует изменить или доработать. Затем, когда стороны подготовят новую версию, его повторно будут рассматривать в Госдуме.

Согласительную комиссию создавали в этом году для совершенствования закона об упразднении наличных расчетов за металлолом. Изначально переход на безнал, который позволяет уйти от серых схем при продаже металлолома, планировали с 1 июля 2024 года, но сенаторы предложили изменить эту дату на 1 октября 2023 года, а новые регионы исключить из-под действия законопроекта до 1 января 2026 года.

В прошлом созыве Госдумы согласительную комиссию создали по закону о притравке собак. 21 декабря 2017 года депутаты приняли документ, полностью запрещающий контактную тренировку псов. Но в Совете Федерации сочли, что закон препятствует деятельности охотников и уничтожает охотничье собаководство. В итоге сенаторам и депутатам удалось договориться — притравку разрешили только в охотничьих угодьях и способами, не допускающими жестокое обращение с животными.

Руководитель верхней палаты первого созыва Владимир Шумейко 13 декабря 2023 года рассказал сенаторам об особенностях работы парламентариев в 1990-е годы. © пресс-служба Совета Федерации

Народ против

Бывают случаи, когда законопроекты снимают с рассмотрения по инициативе граждан. Так произошло в январе 2022 года — Совет Думы принял такое решение по законопроекту о введении QR-кодов для посещения общественных мест, культурных учреждений, объектов общепита и магазинов только с ковид-сертификатом.

После одобрения документа в первом чтении последовала волна общественного возмущения.  Посвященный законопроекту пост в Telegram-канале спикера Госдумы Вячеслава Володина набрал более миллиона просмотров и около 700 тысяч комментариев. По просьбам россиян вводить QR-коды не стали.     

Президент имеет право вето

Президент может и не подписать принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации закон. У него, как и у сенаторов, есть право вето. В статье 107 Конституции записано, что если президент в течение четырнадцати дней с момента поступления закона не подписал его, то Госдума и Совфед вновь должны его рассмотреть. Если парламентарии повторно одобрят документ, он снова поступает к президенту. Глава государства в случае несогласия с новыми нормами может обратиться в Конституционный суд с запросом о проверке конституционности закона. Если КС подтвердит конституционность, президент должен подписать закон в течение трех дней с момента вынесения судом такого решения. Если нет — документ вернут в Госдуму без подписания.

18 июня 2021 года президент Владимир Путин отклонил закон, согласно которому журналисты должны нести ответственность за цитирование ложных и противоправных материалов других средств массовой информации, если главных редакторов этих СМИ нельзя установить и привлечь к ответственности. Документ сняли с рассмотрения.

Владимир Путин. © kremlin.ru

29 декабря 2016 года президент наложил вето на принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации закон о создании электронной базы данных «Контингент обучающихся», против принятия которого выступали родительские общественные организации.  По мнению президента, федеральным законом должен быть установлен перечень конкретных сведений, содержащихся в такой информационной системе, определены лица, которые имеют доступ к таким сведениям, и указана их ответственность. Депутаты и сенаторы хотели разработать новую редакцию документа, но единую позицию не удалось выработать, и работу над текстом прекратили.

В шестом созыве Госдумы, 11 декабря 2012 года, президент забраковал всего один закон — о правовом регулировании градостроительства и проектирования в инновационном центре «Сколково». Глава государства отметил, что в тексте не определены критерии для оценки эффективности работы «Сколково», и также у него вызвала сомнения норма о предоставления управляющей компании права на утверждение градостроительной политики. Этот документ сняли с рассмотрения.

Читайте также:

• Как познакомиться со своим депутатом и что делают сенаторы в «Одноклассниках» • В России могут ввести наказание за ложные доносы на семью • Матвиенко заявила о росте количества бесплодных пар в России из-за абортов

Правда за нами