Все о пенсиях в России

два дня назадКраснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

два дня назадКак узнать размер будущей пенсии

23.04.2024Что потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

Ирина Рукавишникова: новый КоАП носит не карательный, а превентивный характер

Сенатор считает, что документ, представленный Минюстом, стал более удобным и понятным для граждан

05.06.2020 00:00

Автор: Никита Вятчанин

Ирина Рукавишникова: новый КоАП носит не карательный, а превентивный характер
фото: пресс-служба сенатора

В скорректированном проекте нового КоАП, представленного Минюстом для повторного публичного обсуждения перед внесением в Госдуму, учтена большая часть предложений регионов. Какие позиции субъектов удалось отстоять, а какие пункты в палате регионов считают нужным доработать? Об этом специально для «Парламентской газеты» рассказала первый замглавы Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Рукавишникова.

- Ирина Валерьевна, проект нового КоАП опубликован, началось его общественное обсуждение. К прошлой версии было много замечаний, в том числе в том, что кодекс оказался «репрессивным» из-за повышения штрафов и в целом уровня административной ответственности россиян. На ваш взгляд, новая версия учитывает эти замечания?

- Вектор на повышение ответственности, на более ответственное поведение россиян действительно взят, и не только в проекте нового КоАП. Это требование времени, неизбежность. Что же касается размеров штрафов, необходимо отметить две основные вещи. Первая — проект нового КоАП предусматривает рост санкций только по отдельным статьям, остальные штрафы остаются на неизменном уровне. Ни о каких репрессиях речь не идёт. Вторая особенность нового КоАП: он носит не карательный, а превентивный характер. Законодательство устанавливает запреты, а санкции нацелены на предупреждение правонарушений и только для злостных нарушителей — на взыскания.

Кроме того, существенно увеличено количество составов правонарушений, по которым предусмотрено вынесение гражданам предупреждения. Такая же мера есть для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые совершают правонарушение впервые и без отягчающих обстоятельств.

- Вы работали над новой версией кодекса вместе с Минюстом с самого начала. Вчера вы сообщили, что 70 процентов предложений регионов, которые обобщил и представил Совет Федерации, вошли в текст проекта. По каким вопросам, которые удалось в итоге отстоять, дискуссия шла наиболее остро?

- Действительно, очень многие предложения регионов в проекте нового КоАП учтены. Например, предполагается, что будет введена ответственность за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время, за продажу несовершеннолетним некурительных смесей на основе табака или никотина.

263 нормы статей в проекте нового Кодекса РФ об административных правонарушениях содержат пункты о предупреждении вместо штрафов. В действующем КоАП таких норм 156

В числе наших важнейших достижений — включение в проект кодекса целого блока правонарушений, посягающих на сферу благоустройства. Такие составы уже давно были закреплены административно-деликтным законодательством субъектов РФ, они типичны, распространены по всей стране. Однако региональная практика в этой сфере долгое время выявляла множество проблем как в части законодательного закрепления самих нарушений, так и их администрирования. В результате вся деятельность по правовой защите правил благоустройства сводилась к нулю. Именно поэтому регионы настаивали, чтобы ответственность в этой области была унифицирована, закреплена в федеральном кодексе, а администрирование осуществлялось региональными и местными органами власти.

Важно учитывать и то, что в настоящее время вопросам повышения качества территорий городских и сельских поселений уделяется особое внимание. С 2019 года в стране действует федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда», имеющий значительное федеральное финансирование. Поэтому сейчас, когда эта сфера является серьёзным расходным обязательством федерального бюджета, обоснованно можно говорить о необходимости её административно-правовой защиты именно КоАП.

- Можете перечислить нормы в проекте КоАП, которые защищают благоустройство территорий?

- Сейчас в проекте кодекса отражены такие правонарушения, как мойка транспортных средств в запрещённых для этого местах, парковка автотранспортных средств на газонах, цветниках и иных территориях, занятых зелёными насаждениями. Под запрет попадает проезд и парковка автотранспорта на детских игровых и спортивных площадках, оставление на улицах, во дворах и на других территориях общего пользования разукомплектованных машин, так называемого автохлама, нанесение на фасады зданий надписей и граффити.

Кроме того, в проекте нового КоАП прописана ответственность за складирование и хранение строительных материалов, изделий и конструкций на необорудованной для этих целей территории, а также за нарушения иных требований по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности человека. Это и сорная растительность, вызывающая аллергию, и уборка снега или наледи, и многое другое.

Наша долгая и обстоятельная совместная работа с Минюстом и всеми профильными министерствами, постоянный диалог с регионами позволили выверить формулировки составов правонарушений, чтобы избежать проблем в будущем правоприменении, сделать их максимально эффективными и, что очень важно, понятными для каждого жителя нашей страны.

- Какие положения в тексте новой версии КоАП требуют доработки, на ваш взгляд?

- Вопросы соблюдения тишины и покоя граждан в ночное время. Цель совершенно благая: не выспавшийся из-за шумных соседей человек будет плохо учиться, работать, для него повышается риск попасть в ДТП или заболеть. Этот состав содержится в статье «Мелкое хулиганство», которая распространяется исключительно на нарушителей — физических лиц. Соответственно, привлечь к ответственности за аналогичное правонарушение юридические лица либо индивидуальных предпринимателей невозможно. Регионы выступали за то, чтобы то и другое было объединено в отдельную статью. Есть и другие составы, по которым диалог ещё не завершён.

- А есть ли предложения регионов, которые в нынешнюю редакцию пока не вошли, но Совет Федерации будет продолжать добиваться их включения при дальнейшей работе над кодексом?

- Да, подобные предложения имеются. Например, мы предлагаем установить ответственность за оптовую и розничную продажу табака нюхательного и жевательного. Также в проекте КоАП отсутствует административное наказание за нарушение правил охраны жизни людей на водных объектах, такая инициатива поступила от девяти субъектов, включая Ростовскую область, которую я представляю в Совете Федерации.

По мнению представителей регионов, необходимо закрепить отдельный состав, предусматривающий ответственность за нарушение правил борьбы с амброзией полыннолистной и борщевиком Сосновского, которые являются сильнейшими аллергенами. Чрезвычайно важно внести в новый КоАП ответственность за осуществление торговой деятельности и оказание услуг вне специально отведённых для этого мест, поскольку ответственность эффективно работать будет только при участии полицейских, а не муниципальных служащих, как это прописано сейчас. Отмечу, что данный проект кодекса включает в себя только материальную часть — составы правонарушений. Но сейчас завершается работа над его второй, процессуальной частью. Она будет обсуждаться и приниматься в виде отдельного документа. В эту часть также включён ряд региональных предложений.

- Какие пункты нового КоАП способны, на ваш взгляд, изменить жизнь каждого россиянина? На какие новшества гражданам надо обратить особое внимание?

- Сложно выделить одну какую-то статью  или главу кодекса. Все входящие в него составы напрямую затрагивают вопросы безопасности, удобства и комфорта жизни людей и общества. Он стал более удобным и понятным, из него ушли задваивания, в нём учтена практика работы за 20 лет. В этом, пожалуй, состоит основная ценность проекта нового кодекса.

Самой большой для регионов проблемой действующего КоАП был вопрос разграничения компетенций. Большинство составов правонарушений присутствовало в региональном законодательстве, но отсутствовало в федеральном, что приводило к сложностям как в процессе принятия норм, так и в правоприменительной практике. Поэтому и было принято решение наиболее типичные для большинства субъектов составы объединить и включить в проект нового кодекса. Пожелание регионов учтено, и это также большое завоевание проекта КоАП.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 7057