Все о пенсиях в России

два дня назадВ 2025 году минимальная пенсия в Москве вырастет до 25 850 рублей

10.10.2024Комитет Госдумы поддержал увеличение довольствия для расчета военных пенсий

08.10.2024Глава справороссов предложил выплатить россиянам 13-ю пенсию в этом году

Долговая ловушка: как реклама о банкротстве обманывает потребителей

Как реклама о банкротстве обманывает потребителей

01.10.2024 00:00

В настоящий момент в условиях нестабильности экономической конъюнктуры рынка количество граждан, прибегающих к получению кредитов для выхода из затруднительного финансового положения, стремительно растет. Так, по данным Банка России на 1 января 2024 года, количество россиян, имеющих кредиты и займы, выросло до 50 млн, что составляет больше 40% населения старше 16 лет, а общий размер задолженности увеличился на 6,4 триллиона рублей. В ситуации, когда число граждан с кредитами растет, а сумма задолженности перед кредитными организациями достигает больших показателей, банкротство становится наиболее актуальным решением для многих людей.

На настоящий момент существуют различные меры, принимаемые государством для смягчения последствий растущей долговой нагрузки: от принятия закона о банкротстве физических лиц до введения макропруденциальных лимитов. Однако данные механизмы не останавливают рост банкротств, число которых в первом квартале 2024 года, по данным «Коммерсанта», выросло почти на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.

Как маркетинговый произвол в рекламе заставляет граждан переплачивать за услуги по проведению банкротства

Спрос на услуги по сопровождению личного банкротства постоянно увеличивается, что приводит к появлению множества юридических компаний, предлагающих услуги, связанные с прекращением долговых обязательств, снижением размера задолженности или уплате обязательных платежей. При этом многие фирмы стремятся привлечь клиентов любыми способами, делая громкие обещания и используя агрессивную рекламу, часто с неполной и недостоверной информацией о деталях оказываемой помощи. Для граждан, попавших в тяжелое финансовое положение, реклама такого рода — настоящий «триггер», мотивирующий совершать необдуманные действия, тратить время и средства на посреднические услуги в условиях, когда в действующем законодательстве существует целый ряд бесплатных инструментов для внесудебного банкротства или смягчения долговой нагрузки.

Рекламные объявления о том, как легко получить кредит, а затем без особых усилий списать его, создают иллюзию безопасности, вводя граждан в ловушку нереалистичных ожиданий, что впоследствии может привести к неоправданным тратам и накоплению долгов, из которых потом сложно выбраться. При этом на сегодняшний день до сих пор не выработаны правовые нормы, которые бы регулировали недобросовестную рекламу в данной сфере.

Предлагаемое решение

В связи с этим совместно с сенаторами Н. А. Журавлевым, А. Д. Артамоновым, И. Н. Абрамовым, Е. А. Перминовой, М. М. Ульбашевым и депутатами А. Г.Аксаковым, К. М.Бахаревым, В. С.Макаровым разработали законопроект, который позволит защитить граждан от возможных злоупотреблений при рекламе услуг, связанных с банкротством граждан, а также дополнительных финансовых и имущественных рисков.

Данный законопроект в первую очередь направлен на запрет размещения в рекламном объявлении гарантии освобождения гражданина от долгов. Во-вторых, обязует указывать в рекламе все возможные для человека последствия процедуры банкротства и обеспечить информирование о возможности проведения данной процедуры бесплатно в соответствии со статьей 223 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Считаю, что новые требования, установленные к рекламодателям, — использовать более корректные с юридической точки зрения и прозрачные формулировки — позволят не вводить потребителей в заблуждение и создавать необоснованные ожидания, а будут способствовать полной реализации их прав, предусмотренных законодательством.