Дипломатия защитит объективность президентских выборов в России

В последний день ноября, 30-го числа, исполнился год со дня запуска новой Концепции внешней политики Российской Федерации. Этот сложный период с массой противоречий, разломов, фактов международно-правового нигилизма, но и с сохранением трендов и ресурсов на полноценное, многоформатное сотрудничество с участием суверенных государств и международных институций показал социальную ценность и прагматизм концептуальных положений дипломатии России. Многие из них воплотились в реальные шаги и инициативы РФ в Организации Объединённых Наций, ОБСЕ, СНГ, ШОС, ОДКБ, по вектору практического взаимодействия с Китаем, Индией, Германией, Японией, другими странами, которые видят в Москве долгосрочного и содержательного партнёра.

Несомненное достоинство документа — отражение им системы актуальных приоритетов миропорядка. В нём можно найти ответы или, по крайней мере, методологию регулирования злободневных вопросов миросообщества - от укрепления международной безопасности до эффективности режимов нераспространения и разоружения, от решения территориальных споров до запрета милитаризации космического пространства, от обеспечения Устава ООН до прогрессивного развития международного права.

Прогностическая функция Концепции-16 вызывает глубокое уважение и служит примером для разработки аналогичных актов национального и международного характера во внешней среде. Изложенные в ней внешнеполитические подходы и оценки активно стимулируют все без исключения векторы дипломатии: классический, безопасности, гуманитарный, экономики и торговли, экологии. Они оказывают прямое и косвенное влияние на формирование международных институтов и трендов.

К ним с полным основанием следует отнести и такое относительно новое явление, как электоральная дипломатия. Она отличается разветвлённой географией (по крайней мере, её субъекты — все 193 государства — члены ООН); солидной нормативной базой, включая основные принципы международного права и общепризнанные избирательные стандарты. Среди профессиональных игроков на этом поле Российская Федерация в лице Центральной избирательной комиссии. Накануне важнейшего события мирового политического сезона 2018 года — выборов президента страны — полезно вспомнить, что она имеет солидный позитивный опыт сотрудничества с другими странами, авторитетными международными структурами.

Центральной избирательной комиссии заключено более 30 международных договорённостей. Мы работаем, учитывая национальные интересы, на основе критериев ОБСЕ, Межпарламентской ассамблеи СНГ, заключений Венецианской комиссии по организации голосования и международному наблюдению. Только в 2016 году на выборах депутатов Государственной Думы VII созыва число наблюдателей достигло 774. Они представили более 60 стран. Наиболее многочисленные делегации представляли Казахстан, Белоруссию, США, Армению и Германию.

На будущий год, судя по идущим извне сигналам, их будет не меньше. Мы придерживаемся здесь принципа универсальности представительства. Готовы контактировать на базе требований российского законодательства — уважения Конституции России, её суверенитета и территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела — со всеми заинтересованными лицами и институтами на Западе и Востоке. Надеемся на их объективный подход. Рассчитываем, что наблюдатели окажутся вне тиражируемых вокруг России всякого рода фейковых инсинуаций, так называемых обвинительных пассажей о влиянии Москвы на выборы в США, Франции, Испании, других странах ЕС, выдержанных в русофобской стилистике. Электоральное пространство должно быть вне информационных войн.

Вступая в процесс общения, в том числе и с иностранными СМИ, мы помним, в частности, о, мягко говоря, «узких местах» процесса наблюдения в лице Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Только факты: за период с 1995 по 2017 год организация направила в целом 251 миссию, полномасштабный подход ни разу не охватывал государств — членов Европейского союза.

В то же время 148 из 150 миссий по наблюдению за выборами (98,7 процента) направлялись в государства «к Востоку от Вены». Конкретно: в государства бывших СССР, Югославии, Чехословакии, а также в Албанию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Монголию. Географические пристрастия налицо. Они проявились и в количественном составе миссий.

При отсутствии конкретных критериев субъективно принимаются решения о числе долгосрочных и краткосрочных наблюдателей. Достаточно сравнить несовпадающие цифры: на президентских выборах 2017 года во Франции — 3 человека, во время президентской кампании в Киргизии — 374 человека. Естественно, представленная идеология наблюдения со стороны БДИПЧ сказывается и на финальных оценках. По результатам анализа 251 итогового отчёта полностью соответствующими обязательствам признаны 31 выборы, частично соответствующими — 51, полностью несоответствующими — 32.

Любопытно и другое. Из 63 выборов, признанных миссиями БДИПЧ несоответствующими обязательствам, 53 проходили в государствах — участниках СНГ. Итог — все выборы, оценённые отрицательно, прошли в восточноевропейских государствах. Отсюда — важнейшая задача электоральной дипломатии добиться реального равенства и объективности при международном наблюдении на выборах суверенных государств.

Мы также стремимся к сотрудничеству, опираясь на ресурсы МИД России, с официальными зарубежными структурами при организации голосования за пределами России. Наша задача — создать максимально удобные и легитимные условия для волеизъявления каждого из 1 878 654 граждан, которые обладают активным избирательным правом. Задачи ответственные. Их надо решать при содействии партий, общественных движений, СМИ, российских соотечественников. Накануне официального объявления президентской кампании 2018 года в России можно говорить о высокой степени мобилизационного электорального ресурса. И помощь дипломатии в этом процессе весьма ощутима.



Ещё материалы: Василий Лихачёв

Просмотров 622

01.12.2017

Популярно в соцсетях