Вадим Тюльпанов. Последнее интервью

Вадим Тюльпанов. Последнее интервью   ФОТО: Владимир Афанасьев

В преддверии Дня российского парламентаризма, который отмечается 27 апреля, Вадим Тюльпанов дал интервью для журнала «Российская Федерация сегодня». В Совете Федерации он возглавлял ключевой и очень серьезный комитет по Регламенту и организации парламентской деятельности. Но говорил он о своей серьезной работе почти как о творчестве — цитировал Байрона и Джорджа Вашингтона. Сегодня эта беседа воспринимается почти как политическое завещание.


Каким образом добиться более оперативного рассмотрения правовых инициатив с учетом сотрудничества двух палат Федерального Собрания в законотворческом процессе? С таким вопросом мы обратились к председателю Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Вадиму Тюльпанову.

- Каждый раз рассуждая на эту тему, я вспоминаю историю про первых американских президентов Джорджа Вашингтона и Томаса Джефферсона. Они поспорили по вопросу создания парламента. Молодой Джефферсон, который начинал свою политическую карьеру помощником президента Вашингтона, выступал за однопалатный парламент, а опытный Вашингтон склонялся к созданию двух палат. Они спорили несколько дней, и конец этому спору положил вот такой факт: сели пить чай, и Томас Джефферсон машинально налил из чашки в блюдце горячий чай. 

«Что ты сделал?» — спросил его  Вашингтон.

«Налил чай в блюдце», — ответил Джефферсон.

«А зачем?» — уточнил Вашингтон.

«Чтобы охладить его», — ответил Джефферсон.

«Вот для этого и нужна верхняя палата в парламенте — чтобы охлаждать пыл нижней», - сказал Вашингтон.

Такая вот история, которая действительно случилась и до сих пор называется «история чашки и блюдца». Она наглядно показывает, зачем нужны в парламенте две палаты. Так мы взаимодействуем и по сей день. Впрочем, и сенаторы самым активным образом пользуются своим правом законодательной инициативы и порой получают охлаждающие заключения от Правового управления Государственной Думы или от членов отраслевого думского комитета.

В целом каждый законопроект вне зависимости от того, вышел он из-под пера депутата или его автором является сенатор, проходит массу согласований и экспертиз как со стороны Совета Федерации, так и со стороны Государственной Думы и Правительства. Довольно часто сенаторы и депутаты выступают соавторами какой-либо инициативы.

У нас выстроились очень комфортные рабочие отношения с депутатами нового созыва. Все прения проходят в рабочем режиме, наши думские коллеги всегда очень внимательно относятся к нашей позиции, и дискуссия носит конструктивный характер. Это важно, потому что общая задача обеих палат и Правительства — принять работоспособный и эффективный закон, а не спорить попусту. Знаете, как английский пэр и поэт лорд Байрон писал? «Люблю парламент я, люблю и пренья, но не люблю я преть до одуренья».

- Что в этой деятельности вас устраивает и что не устраивает, какие направления нуждаются в корректировке и какой?

- Порой хотелось бы более оперативного принятия той или иной инициативы с тем, чтобы как-то более ловко наша законодательная машина реагировала на изменения, которые диктует время. Конечно, необходимо самым тщательным образом прорабатывать каждую законодательную идею. Однако зачастую некоторые законопроекты, которые, казалось бы, не должны ни у кого вызвать никаких сомнений и способны, например, защитить чье-то имущество, жизнь, дать бизнесу возможность для развития, устранить правовую лазейку или пресечь преступления, — ужасно долго проходят думскую дистанцию и добираются до первого чтения спустя годы после внесения. Такое, увы, тоже бывает. Но мы стараемся находить с коллегами понимание по срокам прохождения проектов, и довольно часто нам это удается. 

- От Правительства РФ исходит огромный массив законопроектов, плюс оно дает свое заключение на все остальные законопроекты, поступающие в Федеральное Собрание. Как в этой связи складываются отношения с кабинетом министров, на какой основе удается достичь консенсуса?

- И с Правительством, и с Государственной Думой мы работаем практически по одному плану, ежегодно в общих чертах определяемому Посланием президента. Это в первую очередь законодательные решения, обращенные на развитие экономики, социальную поддержку граждан, совершенствование механизмов поддержки предпринимательской инициативы, повышение качества правовой защиты окружающей среды и так далее.

Например, в этом году в плане законотворческой работы Правительства имеется очень знаковый и крайне актуальный проект закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации». Требованиям времени отвечает будущий закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в части совершенствования государственного управления в области защиты прав потребителей и усиления правовых гарантий защиты прав потребителей, приобретающих товары в информационно-телекоммуникационной сети Интернет).

И мы, конечно, будем участвовать в консультациях и в подготовке этих интереснейших законопроектов.

Я также считаю важной частью нашей общей законотворческой работы тесное сотрудничество Федерального Собрания и Правительства с институтами гражданского общества. Каждый законопроект должен разрабатываться и обсуждаться в близком рабочем контакте с гражданскими экспертами, правоприменителями, специалистами, общественными организациями.

- Как изменения в регламенте обеих палат (в частности, появление нормы о необходимости к любому законопроекту прикладывать еще и подзаконные, нормативные акты) сказались на взаимоотношениях с Правительством?

- Совершенствование парламентского контроля, то есть надзор за исполнением вступивших в силу федеральных законов, — наша общая и очень важная задача. Увы, порой так получается, что, к сожалению, подзаконные акты не поспевают за законами и уже принятые нормы фактически бездействуют из-за того, что ответственные министерства и ведомства медлят с принятием необходимых постановлений, приказов, инструкций.

Совет Федерации крайне серьезно относится к этому вопросу и в рамках коллегиальной работы с Правительством и Государственной Думой готовит изменения в собственный регламент. Они установят обязанность Правительства включать в пакет документов для рассмотрения закона Советом Федерации информацию о сроках принятия подзаконных актов, которые должны будут обеспечить действие принимаемой нормы. Подчеркну, что, согласно предполагаемым корректировкам нашего регламента, непредоставление такой информации может послужить основанием для переноса рассмотрения федерального закона на следующее заседание Совета Федерации. Кроме того, при одобрении закона с отложенным сроком вступления в силу ответственному комитету палаты дается поручение информировать сенаторов о соблюдении сроков принятия подзаконных актов.

Важно, что новые правила касаются социально значимых законопроектов или предусматривающих расходы из федерального бюджета. Аналогичные корректировки уже внесены в регламенты Правительства и Государственной Думы.

- 27 апреля будет отмечаться День российского парламентаризма. Как вы намерены отметить свой профессиональный, по сути, праздник?

- Буду работать. На данный момент у меня только на рассмотрении в Государственной Думе находится 17 законопроектов, а ведь еще целый портфель законодательных инициатив подготовлен в Комитете по Регламенту, который я возглавляю. По некоторым из них как раз консультации войдут в горячую фазу, так что профессиональный праздник будем отмечать профессиональной работой.        РФС

Беседовал Николай Калинин

Ещё материалы: Вадим Тюльпанов

Просмотров 2700

05.04.2017 13:27