В России опять горят леса — пока только на Дальнем Востоке

Сенаторы предложили кабмину для борьбы с пожарами использовать резервный фонд

22.03.2017 17:52

Автор: Геннадий Мельник

  В России опять горят леса — пока только на Дальнем Востоке
Фото РИА Новости

На «правительственном часе» в Совете Федерации вице-премьер Александр Хлопонин заявил, что в 2017 году число пожаров в России будет на уровне средних показателей, а недофинансирование лесной отрасли составит 8,3 миллиарда рублей.

На данный момент в стране уже зафиксировано 13 лесных пожаров на площади 129 гектаров в Приморском крае и Еврейской автономной области.

«Предварительный прогноз Росгидромета по лесным пожарам на текущий год находится в параметрах средних пятилетних значений, но, к сожалению, природа нам иногда подносит непредсказуемые варианты, — отметил Хлопонин. — Надо надеяться на лучшее, но, как всегда, быть готовым качественно противостоять стихии».

По словам вице-премьера, самыми пожароопасными регионами традиционно являются Республика Бурятия, Иркутская и Амурская области, а также Забайкальский край, на территории которых в 2016 году пришлось 86 процентов площади лесных пожаров. «Всего в прошлом году огнём было уничтожено 270 тысяч гектаров леса», — напомнил он.

Долги покроют в следующем году

Согласно Лесному кодексу, большую часть полномочий в области лесоотношений переданы в органы власти регионов. За федеральным центром остались только функции контроля и распределения субвенций.

В этом году на развитие лесного хозяйства госпрограммой было предусмотрено 32,7 миллиарда рублей, однако в бюджете зарезервировали лишь 27 миллиардов. Из них в виде субвенций субъектам Федерации направят 21,8 миллиарда.

© Игорь Самохвалов/ПГ

Вместе с тем в 2016 году Правительство провело инвентаризацию переданных полномочий регионам и сделало вывод, что недофинансирование отрасли составляет 8,3 миллиарда рублей.

При таком уровне дефицита сложно рассчитывать на эффективную работу по восстановлению лесов и их защите от пожаров. По словам Хлопонина, в связи с этим председатель Правительства уже дал поручение Минфину ликвидировать финансовый зазор, однако дополнительные средства будут изыскивать при формировании бюджета уже только на 2018 год.

Чрезвычайная кубышка

Пока же к сезону лесных пожаров регионы подошли не только с дефицитом финансирования, но и с долгами перед организациями, которые помогали бороться с огнём в прошлом году. По данным председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаила Щетинина, для их погашения требуется 273 миллиона рублей.

Ранее законодатели не раз обращались в Правительство с предложением определить гарантированный источник средств, из которого регионам можно будет компенсировать их потери. Однако кабмин старательно увиливает от этого вопроса.

Невозможно спрогнозировать, в каком регионе полыхнёт сильнее, чем в предыдущем.

Резервный фонд Рослесхоза из нераспределённых субвенций в размере миллиарда рублей, по мнению сенаторов, для этих целей недостаточен.

«Невозможно спрогнозировать, в каком регионе полыхнёт сильнее, чем в предыдущем, поэтому механизм финансирования нужен, — убеждён замглавы профильного комитета Совета Федерации Владимир Лебедев. — Либо нужно увеличивать резервный фонд Рослесхоза, либо использовать такой же фонд Правительства, предусмотренный для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».

Лесные пожары — это тоже чрезвычайная ситуация, так почему бы не залезть в кубышку? Однако, по словам сенатора Лебедева, Минфин занял формальную позицию «хранителя денег», заявляя, что не может из двух источников финансировать одно мероприятие.

Такая позиция далека от государственного подхода, считает парламентарий. Ежегодно в резервный фонд Рослесхоза перечисляется около одного миллиарда рублей, которого толком не хватает, а ущерба от пожаров меньше 20 миллиардов за эти годы не было ни разу.

Нормативы и ответственность

Беспокоит законодателей и ситуация с непрозрачностью расходов на нужды лесного хозяйства. Сенаторы уверены, что финансирование отрасли было бы эффективнее, если бы оно велось на основе единых нормативов затрат на охрану, защиту и воспроизводство лесов.

Сегодня нормативы утверждаются регионами, поэтому «тарифы» зачастую «подбиваются» под доведённые лимиты. В разных районах страны стоимость работ по охране и восстановлению леса может различаться в разы.

«Мы должны понимать, что и сколько стоит, — высказал заинтересованность кабмина в этом вопросе Александр Хлопонин. — Это одно из основных условий при определении уровня финансирования регионов из федерального бюджета». Однако вице-премьер отметил, что страна ещё не готова к такому переходу, вопрос только прорабатывается.

Остро стоит проблема возникновения лесных пожаров из-за сезонных сельскохозяйственных палов. Как отмечают сенаторы, законом не установлено, кто конкретно обязан тушить пожары на землях запаса и сельхозназначения. Сегодня этот вопрос находится в ведении субъектов Федерации, однако собственных противопожарных сил у них не хватает.

«Нужно поправить законодательство, чтобы так называемые возгорания на землях запаса и сельхозназначения тоже считались пожарами, и МЧС обязано было их тушить, — предложил сенатор Лебедев. — Мы всё время говорим, что любой пожар легче потушить «в стакане». Если не реагировать на пожары на землях сельхозназначения, тем ярче будут гореть и леса».

По словам сенатора, Минприроды и Рослесхоз не может тушить пожары на сельскохозяйственных полях. «Следует раз и навсегда определить, кому тушить поля, — подчеркнул Владимир Лебедев. — Лучше, если эта задача ляжет на МЧС».

Однако чрезвычайное ведомство не готово вешать на себя дополнительные полномочия, так как это повлечёт дополнительные расходы, а Минфин на это не пойдёт.

Тем не менее все эти острые вопросы Совет Федерации включит в проект постановления, которое собирается принять 29 марта. После этого Правительство уже будет обязано проинформировать сенаторов о том, как будут реализовываться их предложения.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 5167