Чем сенатор гражданам поможет

Для многих россиян обращение к законодателям — единственная надежда на благополучный выход из, казалось бы, безнадёжной ситуации

Чем сенатор гражданам поможет   ФОТО: Юрий Инякин

Чаще всего в письмах в Совет Федерации в прошлом году люди просили помощи в решении социальных проблем или реагировали на рассматриваемые парламентариями законопроекты. А вот жаловались очень мало — менее 10 процентов от всего количества обращений.

Всего за 2016-й в палату регионов поступило 28 тысяч 282 обращения от граждан. Главная особенность таких писем, как правило, высокая сложность изложенных в них проблем. Ведь сюда пишут преимущественно тогда, когда на других уровнях власти помочь не смогли.

История одного обращения

В октябре на имя председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко пришло коллективное письмо от жителей деревни Аннино Рузского района Подмосковья. В нём сообщалось, что подлежавший закрытию и рекультивации по поручению президента Путина полигон ТБО «Аннино» продолжает работать и принимать отходы. При попустительстве местных властей такая ситуация длилась уже третий год, отчего страдали жители 12 деревень, окружающих свалку.

Максимум, чего удалось добиться активистам, искавшим справедливости на местном уровне, — лишь временное приостановление потока мусоровозов на полигон. Тогда решили обратиться в Совет Федерации. Там отреагировали оперативно: с просьбой разобраться в этой истории главе Минприроды Сергею Донскому направили запрос. Ответ ведомства также не затянулся: проверка Росприроднадзора подтвердила факты, указанные в обращении, полигон быстро закрыли, а все материалы были направлены в Генпрокуратуру.

Электронный письменный бум

По словам начальника отдела по работе с обращениями граждан (приёмная Совета Федерации) Ольги Волковой, чаще всего заявители адресуют свои проблемы и предложения лично Валентине Матвиенко, так как уверены, что в этом случае их быстрее услышат и помогут. Но даже только прочитать весь этот вал писем одному человеку очень тяжело. Поэтому обеспечение работы с обращениями возложено на сотрудников приёмной. Если изложенное в письме касается законотворчества, оно передаётся в профильный комитет палаты, а жалобы на чиновников или организации направляются компетентным органам.

28 282 обращений направленно в Совет Федерации в 2016 году
Наиболее острые письма, по злободневным и не терпящим отлагательств проблемам, попадают непосредственно в руки спикера Совфеда. По всем остальным вопросам аппарат приёмной готовит краткую обзорную информацию, которая доступна всем членам палаты.

Та почта, которая поступает на имя сенатора, после регистрации попадает адресату. Параллельно заявителю готовится ответ: дошло ли обращение, кому оно направлено и какой номер ему присвоен.

Как отмечают сотрудники приёмной Совета Федерации, количество обращений граждан постоянно растёт, во многом за счёт виртуальной почты. Если в 2009 году Совет Федерации получил всего 655 электронных прошений, то в прошлом — почти 11 тысяч. Войти в виртуальную приёмную можно через официальный сайт палаты.

Лучше один раз увидеть

С сенаторами можно встретиться и лично, предварительно записавшись в приёмной на Моховой, 7. На портале Совета Федерации можно узнать, когда будет приём и из какого комитета будет представитель. Кстати, ближайший намечен на 17 февраля, у граждан есть возможность встретиться с членом Комитета по экономической политике.

«Обратиться можно по любому вопросу, не только по профильному, — пояснила Волкова. — Также не имеет значения, какой субъект Федерации представляет сенатор, прийти на приём к нему может житель любого региона».

В основном, конечно, приходят те, кому недалеко добираться: жители Москвы, Подмосковья, иногда других областей ЦФО. Остальные обращаются по почте или через Интернет.

Сенаторам пишут не только россияне, но и наши бывшие соотечественники, ныне проживающие за рубежом. Кстати, по статистике, обращений из-за рубежа поступает даже больше, чем из Дальневосточного федерального округа. Так, в прошлом году в приёмную поступило письмо из Узбекистана, в котором пенсионер Илья Леин просил помочь в восстановлении памятника Константину Циолковскому в Ташкенте. Бюст советского учёного, основоположника теоретической космонавтики обветшал, давно была утеряна мемориальная доска с постамента.

Обращение было направлено в Комитет по международным делам, где живо откликнулись на нестандартную просьбу и подключили к её выполнению российский МИД. Вскоре из соседней страны пришёл ответ: памятник отреставрирован и перенесён в людное место — в сквер рядом с Русским культурным центром в Узбекистане.

Когда отклик превращается в закон

Помимо просьб и жалоб, до 45 процентов обращений содержат отклики граждан (позитивные и негативные) на различные события в стране или рассматриваемые в Совете Федерации законопроекты.

Более 700 обращений из разных регионов страны в прошлом году касались валютной ипотеки. Действия Центробанка, вызвавшие колебания курса рубля, серьёзно усложнили жизнь инвалютных заёмщиков. Россияне требовали от законодателей отрегулировать эту сферу.

Другой популярной темой, вызвавшей шквал писем, было принятие закона о «шлепках». Новая редакция статьи 116 Уголовного кодекса, по мнению россиян, давала возможность трактовать умеренное физическое наказание в воспитательных целях в семье как побои. В палату пришло более 500 обращений, в которых люди настаивали на необходимости декриминализации преступлений в отношении близких лиц. Все письма были направлены в Комитет по конституционному законодательству и госстроительству, где предложения были приняты к сведению. Так родился новый закон, который на днях подписал президент.

«Безусловно, в работе комитета, в законотворческой деятельности, а также при составлении плана мероприятий палаты должным образом учитываются проблемы граждан, которые отражены в обращениях», — пояснил «Парламентской газете» глава комитета Андрей Клишас.

Также в адрес Совета Федерации поступило более 120 резолюций митингов и собраний, в которых граждане заявляли о необходимости решения региональных социально-экономических проблем, обращали внимание на нерешенные вопросы в сфере ЖКХ, критиковали деятельность федеральных и региональных чиновников.

«Работа с обращениями — это прямая обязанность парламентария, — подчеркнул глава Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. — Некоторых потоки писем тяготят, других — наоборот, радуют. Всё зависит от того, как ты работаешь: если можешь помочь заявителю, подсказать ему путь выхода из затруднительного положения, то письма приходят только со словами благодарности. А не будешь справляться — станут ругать. Всё справедливо».

Прямая речь

Елена Афанасьева
Елена Афанасьева член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Из моей практики 50 процентов людей обращаются к депутатам или сенаторам, когда уже прошли несколько инстанций и не получили внятного ответа, как решить свой вопрос. Зачастую таким заявителям достаточно только подсказать, как правильно поступить и что они должны предпринять. Как правило, после этого они говорят: «Спасибо, дальше мы сами». Эту помощь они, к сожалению, не получают от чиновников. Увы, но чиновник — это такой инертный механизм, который тяжело расшевелить. Депутаты и сенаторы более мобильны и быстрее реагируют на проблемы граждан, потому что они напрямую зависят от мнения людей, их выбора.
Виктор Павленко
Виктор Павленко член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Я восемь лет был мэром города Архангельска, пять лет — замом губернатора. Поэтому для меня обращения граждан — это основа работы. Это не просто слова, потому что для нормального руководителя характер обращений граждан — как лакмусовая бумажка, которая показывает эффективность его работы.

Будучи сенатором, регулярно провожу приём посетителей. Пишут не только земляки, обращения идут со всей страны: от Дальнего Востока до Калининграда. Стараюсь в этом случае советоваться со своими коллегами, которые представляют регион заявителя и могут лучше разобраться в проблеме.

Где это возможно, всегда стараюсь, помочь.


Куда подать обращение

Приёмная Совета Федерации расположена по адресу:

г. Москва, ул. Моховая, дом 7 (станция метро «Библиотека имени Ленина»), и открыта для посетителей ежедневно с 9:00 до 17:00 часов, в пятницу и предпраздничные дни — до 16:00 часов, кроме выходных и праздничных дней, без перерыва на обед.

Письменные обращения можно направить одним из следующих способов:

  • по почте на адрес: 103426, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, дом 26;
  • принести лично в приёмную Совета Федерации или приёмную сенатора в регионе;
  • факсимильной связью по номеру (495) 629-67-43;
  • в электронной форме через виртуальную приёмную на официальном сайте Совета Федерации council.gov.ru

Граждане в обязательном порядке указывают: свою фамилию, имя, отчество; почтовый или электронный адрес, по которому должен быть направлен ответ; суть предложения, заявления или жалобы; проставляют личную подпись и дату.


Просмотров 2780

09.02.2017

Популярно в соцсетях