Литература должна всех примирить

Поддержка национальных литератур и детского чтения — это приоритеты государства

Национальным литературам России нужна экстренная поддержка на государственном уровне. Речь идёт не только о финансовой помощи писателям, переводчикам и издателям, а о понимании того, что вообще без такой литературы ущербна культура страны.

Страна неизвестных писателей

Как мир национальных литератур привести к гармонии, чтобы писатели, переводчики, издатели, распространители и, конечно, читатели были всем довольны, обсудили в Госдуме на заседании Оргкомитета по поддержке литературы, книгоиздания и чтения в РФ в 2016-2018 годах под руководством спикера палаты Сергея Нарышкина. Пришли учёные, писатели, руководители министерств и ведомств. Поговорив, сделали два вывода. Первый — национальные литературы имеют огромное социальное значение, их развитие влияет на межнациональный мир, а второй — элементарно нужны деньги.

Выяснилось, что в России существует 51 национальная литература, а не 44, как принято считать. Об этом сообщил начальник управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Роспечати Юрий Пуля, подводя промежуточные итоги реализации программы по сохранению, поддержке и продвижению национальных литератур народов России. «Сам факт такой «культурной забывчивости» говорит об остроте проблемы, о том, что возрождение национальных литератур требует системного подхода и концентрации всех наших усилий», — заявил Пуля.

Он объяснил, что для комплексного решения поставленных задач программы был сформирован ряд основных направлений, по которым ведётся работа. Например, подготовка и выпуск серии антологии национальных литератур России, совершенствование школы художественного перевода с национальных языков народов страны,  а также  работа с творческой молодёжью и проведение мероприятий, которые сделают популярной такую литературу.

Когда-то этим занимался Литературный институт имени Горького, но с начала 90-х годов отделение, которое готовило мастеров — переводчиков  с национальных языков, работу прекратило. Это очень расстраивает ректора вуза Алексея Варламова, в чём он сам признался, заявив, что в ближайшее время отделение будут возрождать.

Варламов давно занят этой проблемой, а потому у него есть конкретные предложения по её решению. Например, создать в Москве Дом национальных литератур. И место для него есть подходящее — здание бывшей библиотеки имени Некрасова, пустующее уже много лет по соседству с Литинститутом.

Сергею Нарышкину идея понравилась, но он предложил ректору начать соответствующую работу уже сейчас в стенах руководимого им института. «Тогда эта идея сама будет подтверждена жизнью и реальными шагами», — высказал своё мнение спикер.

Сэкономить на фуршетах и раздать гонорары

Не забывать о том, что нужны не просто переводчики, а люди, умеющие работать с этой категорией писателей, попросил коллег президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергей Филатов. Он рассказал, что в прошлом году в России прошёл первый форум авторов, пишущих на национальных языках, куда приехали 34 писателя, создающих свои произведения на 21 языке. В этом году традиция продолжится.

К прозе жизни всех вернул первый секретарь правления Союза писателей Геннадий Иванов. Он сразу же оговорился, что согласен со всем вышесказанным, но напомнил о двух очень важных моментах. Первый — это гонорары, а переводчики национальных литератур уже третье десятилетие не получают деньги и второй вопрос — это реализация. Магазины не хотят брать на продажу такие книги, считая это убыточным мероприятием. «Мы, товарищи, на фуршеты выбрасываем больше, чем на просветительскую деятельность. Пора пропагандировать национальных писателей», — обратился Иванов к собравшимся.

Ещё одним реалистом оказался руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, который заявил, что если погружаться в новые мероприятия в поддержку литератур народов России, то надо требовать дополнительного финансирования.

Дети не читают. Кто виноват?

Ещё одна тема, которой оргкомитет уделил внимание, — это поддержка детского чтения. Тем более, она связана и с национальными литературами. Об этом напомнил спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Он уверен: многонациональная российская литература должна стать частью школьной программы. Может быть, тогда наши дети будут знать не только классиков, таких как  Расул Гамзатов, Чингиз Айтматов, Чабуа Абмирэджиби,  Олжас Сулейменов, но и современных авторов. А если не только канал «Культура», но и другие СМИ будут рассказывать о национальных литературах народов России, то это станет беспроигрышным механизмом придания им всероссийской известности.

А председатель российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Евгений Кузьмин с сожалением отметил, что во всём мире диагностируется кризис чтения и люди в основном читают упрощённую по смыслу и языку литературу. «Уже выросло поколение,  которое называют малочитающим, и мы рискуем получить следующее, не привыкшее извлекать знания и смыслы из прочитанных текстов», — сокрушался Кузьмин. Тут должны огромную работу проделывать родители, но и государству не следует отставать. Именно поэтому в России и родилась Национальная программа поддержки детского и юношеского чтения.

Подробнее о ней рассказала директор Российской государственной детской библиотеки Мария Веденяпина. Она сообщила, что над текстом работали самые разные специалисты — педагоги, литераторы, психологи, преподаватели вузов, представители театральной и музейной общественности. И главный принцип, который использован в концепции, — это дифференцированный возрастной подход. Но опять же, государство не должно жалеть денег, комплектовать библиотеки и не позволять издательствам выпускать ничтожными тиражами детские книги. «Мы сейчас прикладываем огромные усилия к развитию национальной школьной электронной библиотеки, и тогда каждый ребёнок будет иметь доступ к лучшим книгам», — сказала директор.

В свою очередь, глава «Российского книжного союза» Сергей Степашин предложил подумать о том, каким реальным способом возрождать детское чтение. «70% взрослых людей в России не читают книги», — констатировал Степашин и добавил, что ждать от детей порыва читать можно лишь при условии, что их родители тоже читают книги.

То есть даже если все министерства, ведомства и культурное сообщество приложат максимум усилий к развитию детского чтения, но при этом из семей будет уходить традиция читать книги, результатов, к сожалению, ждать не придётся.


Просмотров 1198

21.09.2016

Популярно в соцсетях