Интересы России в Арктике защитит специальная боевая техника

В Совете Федерации 26 февраля Дмитрий Рогозин расскажет о нацбезопасности в регионе

Интересы России в Арктике защитит специальная боевая техника

Фото пресс-службы Министерства обороны РФ

По мнению Запада, восстановление Россией военной инфраструктуры в Арктике — не что иное, как целенаправленная милитаризация макрорегиона. Эти обвинения регулярно отвергает вице-премьер Дмитрий Рогозин, заявляя, что мы не собираемся ни на кого нападать, но защищать свои национальные интересы в Арктике будем. Тем более есть, за что бороться и, самое главное, чем.

Не первое десятилетие идёт спор вокруг статуса Арктики: на её территорию претендуют не только прибрежные государства, но и такой геополитический гигант, как Китай. В этом году Организация Объединённых Наций должна определить границы российского сектора Арктики, против чего активно возражает Канада, США, Норвегия. За что борьба?

Полярные ресурсы нынче дороги всему миру

В прибрежных и международных водах Арктики обнаружены крупнейшие месторождения углеводородов. Семь миллиардов тонн — такой цифрой оценивают запасы нефти и газа только на шельфе Карского моря, на севере Ямала и в Обской и Тазовской губах. В планах России — увеличить к 2040 году добычу арктической нефти на 2 миллиона баррелей в сутки, что равно примерно производству таких нефтедобывающих стран, как Бразилия или Мексика. Учитывая, что, по прогнозам ОПЕК, через четверть века спрос на сырую нефть возрастёт примерно на пять миллионов баррелей в сутки, в Арктике Россия получит гарантированный и мощный источник долговременных доходов.

Но не только топливно-сырьевые ресурсы сконцентрированы в зоне льдов и вечной мерзлоты: алмазы, платина, ртуть, медь, никель. Но необходимое сырьё для нового шестого технологического уклада, который основан на комплексных биоинформационных производствах и разработках, требующих редкоземельных металлов: ниобия, неодима, лантана, церия и других. Пока КНР, обеспечивая на 97 процентов мировую экономику, монопольно добывает эти полезные ископаемые в трёх своих провинциях, получая громадные доходы. Кстати, диспрозий, необходимый для изготовления жёстких дисков, подорожал за пару лет с 15 до 467 долларов за килограмм.

Другое «полярное» направление — модернизация и эксплуатация Северного морского пути, соединяющего Китай и страны, которые принято называть «азиатскими тиграми», с Европой по короткому и дешёвому морскому маршруту. КНР экспортирует в Европу товаров примерно на 250 миллиардов долларов в год, если учесть, что на логистику обычно приходится 10-20 процентов от стоимости грузов, то можно получить 30-40 миллиардов долларов за полярные короткие перевозки. Или пару триллионов рублей по нынешнему курсу, сумму, которой сегодня так не хватает Правительству, чтобы сбалансировать бюджет и побороться с кризисом. Китайские караваны уже идут по Северному Ледовитому океану в сопровождении российских ледоколов.

Однако освоение Арктики важно и необходимо не только по экономическим соображениям: оно должно привести к развитию и максимальному укреплению военно-политического союза с Китаем: и в части совместного использования Северного морского пути, и в части укрепления мировой монополии на редкоземельные элементы, и в части создания мощной природно-сырьевой ресурсной базы для того, чтобы проводить независимую от англосаксонского влияния самостоятельную политику. Именно поэтому США и Канада раскручивают пропагандистскую кампанию, обвиняя Россию в милитаризации Арктики, а ООН никак не может определить правовой статус и границы российского сектора.

Арктический класс

Два года назад руководство страны пришло к выводу, что залог развития Арктической зоны России — присутствие здесь военной силы, способной умерить зарубежные аппетиты на скрытые полезные ископаемые. Однако механическим переносом за полярный круг обычных бригад и дивизий проблему не решить — условия там, мягко говоря, специфические.

Тогда отечественной оборонке поручили разработать целый класс вооружений, предназначенных исключительно для эксплуатации в Арктике. Это касается систем и комплексов противовоздушной обороны, бронетехники и других образцов оружия. Как сообщают в Минобороны, создаваемая сегодня боевая техника успешно выдерживает экстремальные условия Заполярья.

На днях военное ведомство завершило испытание четырнадцати образцов автомобильной техники на полуострове Варандей в Ненецком автономном округе. Тест на выживание проходили машины, созданные для работы в Арктическом регионе: КамАЗ-43502 «Патруль», Трэкол-39294, Трэкол-39295 с грузовой платформой, КамАЗ-53501ХЛ, Урал-63706 «Торнадо-У» с бронированной кабиной, Урал «Некст» с колесной формулой 6х6, Урал-4320-3 ХЛ, Урал «Мотовоз М» с каркасно-панельной кабиной и армейские снегоходы.

За время экспедиции были проведены десятки исследований по более чем 30 показателям, которые подтвердили высокую надёжность техники. Хорошо себя зарекомендовали и новые быстровозводимые надувные укрытия, которыми оборонка в скорости должна обеспечить защитников наших арктических рубежей.

- Все вопросы военной и пограничной безопасности макрорегиона сейчас наполняются конкретным содержанием: возрождённые военные базы доукомплектовываются личным составом и новейшей техникой, для солдат и офицеров создаются комфортные бытовые условия для проживания, — рассказал «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров.

По словам сенатора, полностью восстановлена авиационная инфраструктура в регионе. Речь идёт о 13 аэродромах и 10 технических радиолокационных пунктах, о планах по «разморозке» которых ранее заявляли военные. Сейчас идёт наращивание возможностей полярных аэродромов.

- Сегодня активно строят новые подводные лодки, способные контролировать ситуацию в Северном Ледовитом океане, где весьма часто появляются британские и американские гости, — рассказал «Парламентской газете» военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. — Головная многоцелевая атомная субмарина класса «Северодвинск» уже вошла в строй.

Плюс к этому, отмечает эксперт, на арктическом направлении создаётся система воздушно-космической обороны, которая будет полностью обеспечивать контроль воздушного пространства и поражение любых целей над нашими самыми северными широтами.

- В целом военный потенциал России достаточно велик, — подчёркивает Игорь Коротченко. — В гонке вооружений мы не участвуем, но в состоянии обеспечить защиту своих национальных интересов.

Кстати, убедиться в этом сенаторы намерены лично. По словам Виктора Озерова, профильный Комитет Совета Федерации уже в июле проведёт выездное заседание в одном из восстановленных арктических военных гарнизонов. Планируется, что это будет авиабаза в Тикси на берегу моря Лаптевых, которая была расформирована в 2012 году.


Просмотров 2503

25.02.2016

Популярно в соцсетях