Все о пенсиях в России

00:00Как узнать размер будущей пенсии

20.04.2024Какие выплаты положены при выходе на пенсию

20.04.2024Бессараб рассказала, как индексируют пенсию после ухода на заслуженный отдых

Власть обязана уметь слышать людей

Сенатор Вячеслав Тимченко — об основных задачах муниципальной власти в кризисные времена

23.12.2015 12:30

Подводя итоги законодательной работы за год в пресс-центре «Парламентской газеты», заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко особое внимание уделил реформе муниципального управления, которая входит в свою решающую стадию.

Законодательная база создана на сто процентов

Реформа органов местного самоуправления была начата в 2014 году с принятием новой редакции закона об общих принципах организации местного самоуправления (136-ФЗ), а также поправок в этот закон (165-ФЗ), которые окончательно распределили полномочия между региональными и муниципальными властями, создав стройную систему их взаимодействия на местах. «Это было в 2014 году, а уходящий год на первый взгляд кажется менее урожайным в смысле законотворчества», — отмечает Вячеслав Тимченко. Тем не менее 15 принятых за 2015 год поправок в различные правовые акты, связанные с жизнью муниципалитетов, были крайне важным дополнением к уже вступившим в силу законам. «Без них полномочия, переданные муниципалитетам годом ранее, просто невозможно было бы реализовать», — убеждён Вячеслав Тимченко. Очень важными он считает изменения, защищающие муниципалитеты от сверхконтроля надзорных органов. Мы много слышали об ограничении проверок бизнеса, однако аппетиты «проверяющих» инстанций не ограничивались «закошмариванием» предпринимателей, доставалось от них и муниципалитетам, причём зачастую необоснованно. С принятием поправок изменился сам характер взаимоотношений проверяющих органов и муниципального руководства. О возможных нарушениях, вольных или нет, теперь муниципалитеты предупреждают заранее.

А ещё муниципалитеты наконец получили право заключать долгосрочные контракты на обучение специалистов. Теперь можно надеяться, что повышение уровня компетенции служащих муниципалитетов положительно скажется и на темпах развития муниципальных образований. По мнению Вячеслава Тимченко, все эти законодательные шаги позволяют сегодня говорить о том, что законодательная база для развития МСУ сегодня создана на сто процентов.

Однако это вовсе не означает что муниципалитеты могут сидеть сложа руки и ждать, когда принятые на федеральном уровне законы принесут им златые горы, они должны и сами активно включаться в нормотворчество, предупреждает Вячеслав Тимченко. Прежде всего каждому муниципалитету необходимо разработать комплексный план социально- экономического развития. Есть типовая программа и для муниципалитетов на опыте Тольятти, Череповца. Однако пока планы развития представили всего 50 процентов крупных муниципалитетов. Что же касается общей их численности, а сюда входят не только города, но и посёлки, и сельские поселения (всего муниципалитетов в нашей стране около 22 тысяч), то процент будет ещё ниже. Правда, нельзя забывать, что разработка такой программы требует всестороннего анализа географического положения муниципалитета, картины трудовых ресурсов, транспортной логистики. Это требует работы высококвалифицированных специалистов, на оплату которых у мелких муниципалитетов просто нет средств.

Доходы и расходы

Скудные доходы всегда были острой проблемой муниципалитетов. И в кризис её острота не уменьшилась.

Между тем три года назад Минфин запустил программу поддержки МСУ. Она предполагала два этапа. В ходе реализации первого этапа муниципалитеты получили 70 миллиардов рублей. Второй этап предполагал передачу муниципалитетам дополнительных налоговых источников на триллион рублей. «Пока этого нет», — констатирует Вячеслав Тимченко. Понятно, что непростая бюджетная ситуация на текущий год вносит свои коррективы. Однако точечные меры можно принимать уже сейчас. Например, давно шла речь о том, чтобы снять льготы по местным налогам, установленным федеральными законами. Муниципалы также настаивают на том, чтобы им были переданы транспортный налог с физлиц и налоги с «упрощёнки» по малому и среднему предпринимательству. Проблему может решить и передача в бюджеты МСУ одного-двух процентов налога на прибыль. «Это создаст заинтересованность местных руководителей в поддержке предпринимательства. То есть они будут это делать не чисто политически, а исходя из вполне рыночных отношений: больше прибыль у предпринимателя — больше налогов отчисляется в бюджеты муниципалитетов», — замечает сенатор.

Проблемным остаётся вопрос распределения средств НДФЛ. Часть полномочий муниципалитеты отдали на региональный уровень. Но вместе с ними ушли и средства от НДФЛ. «В итоге многие муниципалитеты в плане доходной базы пока ничего не выиграли», — замечает Вячеслав Тимченко. Пока не спасает ситуацию и передача на муниципальный уровень налога на недвижимость, который будут платить россияне с 2016 года. «Оказалось рано радоваться. Без кадастровой оценки невозможно включить объект в налогооблагаемую базу. Сегодня кадастром не охвачены почти 70 процентов таких объектов, которые потенциально могут приносить доходы в бюджеты МСУ. Проблема в том, что за кадастрирование нечем платить», — рассказал Вячеслав Тимченко.

Региональные власти в таких случаях имеют возможность взять кредит, муниципалитеты же такой возможности лишены.

Кредитные деньги достаются муниципалитетам опосредованно через кредитование региональных программ. Очевидно, что каждый губернатор заинтересован в том, чтобы развивался не только регион в целом, но и муниципальные образования. И многие губернаторы для этого включают в региональные программы проблемы муниципалитетов. И всё же, чтобы кредитоваться таким образом, муниципальным властям следует иметь хорошие отношения с губернатором. Получается это не всегда и не у всех, но, по мнению Тимченко, в отношениях муниципальной и региональной властей всегда должен побеждать здравый смысл. «Если они работают на единую задачу, то есть и результат. Пример такого сотрудничества властей Хабаровский край, где, несмотря на стихийные бедствия позапрошлого года, власть смогла справиться с последствиями, почти не залезая в федеральный бюджет.

Кризис реформу не остановит

Если кредитование муниципалитетам пока не разрешено, то привлекать инвесторов они могут самостоятельно. Причём делается это часто с одобрения и при помощи региональной власти. Ведь если на территорию района или городского округа приходят инвестиции, они всё равно прямо или косвенно пополняют региональный бюджет. «По примеру Кировской области знаю, когда в муниципалитет приходят интересные инвесторы и требуется поддержка региональной власти, такая поддержка всегда оказывается», — рассказывает Вячеслав Тимченко.

Проблем у муниципалитетов пока ещё много. Много и неосвоенных инструментов, которые могут давать доходы. Например, местным чиновникам предстоит научиться использовать с пользой для бюджета имущество муниципальных образований. Делать это без отрыва от рутинной работы нелегко.

И всё же кризис реформу муниципальной власти не остановил. «Значение муниципалитетов за последний год выросло, ведь в нелёгкие времена самая близкая к гражданам власть, работающая «на земле», всегда умела слышать людей и первой откликаться на их нужны», — убеждён Вячеслав Тимченко.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 2734