В Совете Федерации прошли Дни Якутии

Выставка Республики Саха (Якутия) в Совете Федерации наглядно доказала: это один из наиболее самобытных и холодных регионов планеты. Температура зимой здесь достигает минус 60 градусов, так что вес самой тёплой шубы, продемонстрированной парламентариям, превысил 30 килограммов. Отдельный стенд — это приданное якутской невесты. Здесь конская упряжь, женское седло, кумысная утварь.

С Новым годом в Якутии поздравляет свой, «рогатый» Дед Мороз по имени Чысхаан — для того чтобы с ним сфотографироваться, в холле Совета Федерации выстроилась целая очередь. Популярностью пользовались и фото с облачённым в меха «рыцарем» с опущенным меховым же «забралом». Правда, при разговоре выяснилось — это не только не воин, но и вообще не мужчина. Собственно говоря, это была сама «невеста» в национальном костюме начала XIX века. «Холодно у нас, вот девушки и прячут лица», — пояснили члены делегации.

По соседству показывали, как отогнать злых духов специальными оберегами-веерами из конского волоса…

Якутии нужны мосты и дороги

Природным богатствам Якутии могут позавидовать многие регионы. Здесь находится 80 процентов российских запасов алмазов, 60 процентов урана, 40 процентов угля. Республика входит в первую десятку регионов России с наибольшим объёмом валового регионального продукта на душу населения, сказал, выступая на пленарном заседании Совета Федерации, глава Республики Саха (Якутия) Егор Борисов

Тем не менее уровень бедности в субъекте превышает среднероссийский. Здесь он составляет 19,4 процента при среднем российском показателе 13,5 процента. Доля ветхого и аварийного жилья в регионе — 15 процентов, в то время как в среднем по стране 2,7 процента. «Самая главная проблема с учётом особенностей региона — транспортная подвижность населения. Она в 2,4 раза ниже, чем в среднем по стране», — сказал руководитель региона. Недаром даже средства регионального материнского капитала здесь можно тратить, в том числе на покупку оленей, снегоходов и моторных лодок. 

Труднодоступность территории Борисов назвал основным ограничением для её ускоренного развития. Ключевой проект, способный в семь раз увеличить круглогодичную транспортную доступность, — строительство мостового перехода через реку Лена. «Сегодня мы изыскиваем возможность строительства этого моста с помощью частных инвесторов, но им нужны гарантии, которые должны быть закреплены в госпрограмме развития транспортной системы России», — отметил Борисов.

Ещё одна проблема — система авиаперевозок. Лишь девять из 32 аэропортов республики имеют искусственное покрытие взлётно-посадочных полос. Общий износ основных фондов аэропортов составляет 80 процентов. «Необходимо восстановление финансирования из федерального бюджета реконструкции 15 аэропортовых комплексов», — сказал глава республики.

Возможность софинансирования из федерального бюджета строительства ключевых транспортных объектов в Якутии следует проработать, заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. «90 процентов территории имеет сезонную транспортную доступность, — пояснила она. — Республике нужны современные автодороги и мосты».

По словам спикера палаты, в регионе необходимо завершить строительство железнодорожного пускового комплекса Томмо́т-Якутск. Организовать бесперебойные грузоперевозки поможет создание Жатайской судостроительной верфи.

Кроме того, по мнению председателя Совета Федерации, «нельзя мириться и с тем, что уровень газификации республики почти в два раза ниже общероссийского». «Принятая в июне Программа развития газоснабжения и газификации Якутии до 2026 года должна быть чётко выполнена», — подчеркнула она.

Медпомощь «приблизят» к населению

Более детально проблемы субъекта обсуждали на заседаниях комитетов Совета Федерации. «Развитие Арктической зоны требует особых правовых, организационных, финансовых и административных подходов в силу специфических особенностей данного региона, — подчеркнул на заседании Комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера его председатель Олег Мельниченко. — Это экстремальные природно-климатические условия, низкая плотность населения с очаговым характером его расселения, слабое освоение территории, полная зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения от поставок топлива, продовольствия и других товаров по сложным транспортным схемам».

Сенатор напомнил, что ещё в 2015 году было принято решение о разработке законопроекта об Арктической зоне РФ. «Однако данный законопроект уже два года находится на согласовании в Правительстве. Хотя изначально планировалось внести его в Госдуму в декабре 2016 года», — подчеркнул Мельниченко.

Первый заместитель председателя Правительства, министр экономики Республики Саха (Якутия) Михаил Осипов сообщил сенаторам о необходимости разработать федеральный закон, предусматривающий меры господдержки завоза продукции в районы Крайнего Севера. «Особенностью Северного завоза является то, что грузы перевозятся в труднодоступные районы в ограниченные сроки, — пояснил он. — Из-за дефицита собственных средств компании, участвующие в завозе, привлекают коммерческие кредиты».

На заседании Комитета по бюджету и финансовым рынкам было принято решение рекомендовать Правительству России разработать механизм компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов, вызванных введением федеральных льгот.

Председатель Комитета Государственного собрания (Ил Тумэн) Якутии по бюджету Юрий Николаев сказал, что в республике опасаются вероятного снижения налоговых поступлений, связанных с новыми нормами налогового законодательства, в частности с введением консолидированных групп налогоплательщиков (КГН). «К сожалению, такие факторы, как институт КГН и льготы инвестиционным проектам, увеличивают эти риски», — пояснил он.

Действующее законодательство запрещает фельдшерско-акушерским пунктам (ФАПам) и врачебным амбулаториям оказывать специализированную медпомощь, констатировала заместитель председателя Государственного собрания (Ил Тумэн) Якутии Ольга Балабкина на заседании Комитета по социальной политике. В результате жителям труднодоступных районов Севера приходится ехать за десятки километров, чтобы такую помощь получить. По мнению Ольги Балабкиной, в законе об основах охраны здоровья граждан для Северных районов в данном случае следует сделать исключение. «В настоящее время мы находимся на стадии согласования такой законодательной инициативы в Минздраве», — сказала она. Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский согласился с тем, что проблему необходимо решить.

«Вопросы доступности медпомощи для нас такой же приоритет, как и её качество», — подчеркнул он.

На заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре решили: вместе с правительством Якутии сенаторы проработают возможные меры поддержки НИИ национальных школ по сохранению и развитию методики преподавания родных языков и русского языка в национальной школе, который столкнулся с проблемами недофинансирования.

Автор: Игорь Самохвалов, Ольга Шульга

15.12.2017

Популярно в соцсетях


Загрузка...