К вопросу о невыплате зарплат как социальной проблеме

Проблема невыплаты заработных плат в любом государстве является социальной проблемой, от степени остроты которой зависит общественный и деловой климат, уровень жизни в стране. Проблема невыплаты зарплат выступает индикатором эффективности государства как регулятора общественных отношений, главным образом, социально-трудовых. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики в Российской Федерации на 1 июня 2017 года суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности составила 3,331 миллиарда рублей.

Часть 1 статьи 7 Конституции определяет, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данный конституционный принцип предполагает, что на государство возлагается задача по обеспечению и гарантированию социальных прав граждан, по созданию эффективных механизмов, применение которых способно обеспечить в конечном итоге достойный уровень жизни, в том числе минимизируя для гражданина негативные последствия чьего-либо недобросовестного поведения, механизмов восстановления нарушенных прав.

Часть 2 статьи 7 Конституции устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Конституционный Суд в ряде постановлений указывает, что федеральный законодатель обязан находить баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов, соблюдать принципы справедливости, равенства и соразмерности, которые выступают в качестве конституционных критериев оценки законодательного регулирования прав и свобод, используя при этом не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные конституционно одобряемыми целями меры (к примеру, постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П и от 18 марта 2004 года № 6-П).

Имеющееся в ряде случаев недобросовестное поведение работодателей, выраженное в невыплате заработной платы — в том числе при их банкротстве — ставит перед государством задачу выработки механизма защиты наиболее слабых участников трудовых отношений и отношений в рамках процедуры банкротства работников, на выплаты заработной платы которым имущества, составляющего конкурсную массу, порой недостаточно. Кроме того, сама процедура банкротства работодателя ставит работника в сложную ситуацию, когда он вынужден многие месяцы ожидать причитающейся ему выплаты денежных средств, имея при этом необходимость осуществлять ежедневные расходы на содержание семьи без постоянного источника доходов.

Вопрос о невыплате задолженностей по заработным платам со стороны работодателей является наиболее частым проблемным аспектом в рамках трудовых отношений и приобретает в условиях отрицательного изменения экономической конъюнктуры все более распространенный характер. Это, очевидно, опосредует необходимость обращения дополнительного внимания и реализации специального участия органов государства в разрешении ситуаций, связанных с нарушением прав трудящихся, создание соответствующих эффективных механизмов.

Как со стороны административных органов, так и со стороны правоохранительных органов принимаются всевозможные меры (в том числе состоящие в осуществлении мониторинга текущего правоприменения, участии в обсуждении возможных способов решения указанного проблемного вопроса, предложении конкретных инициатив по изменению нормативного правового регулирования), направленные на предотвращение нарушения трудовых прав граждан и на восстановление таких нарушенных прав. Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым на совещании по вопросам охраны труда, ранее состоявшемся в городе Чите, было отмечено, что аксиоматический принцип трудовых отношений, который ни при каких обстоятельствах не может нарушаться, — это принцип обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование его самого и его семьи.

В свою очередь, в рамках осуществления своих полномочий Прокуратурой Российской Федерации и Следственным Комитетом с целью пресечения незаконных действий работодателей и, соответственно, защиты прав работников реализуется исполнение функций государства в области обеспечения социальной защиты граждан России. Так, Следственным Комитетом Российской Федерации по обращениям граждан в связи с невыплатой заработной платы в течение длительного периода был возбужден ряд уголовных дел в отношении руководителей множества организаций. Зачастую в разрешение отдельных проявлений проблемы невыплаты зарплат вынужден вмешиваться Президент Российской Федерации — при общении с гражданами в рамках «Прямой линии» Президенту поступило обращение от работницы Нижнетагильского завода теплоизоляционных изделий с информацией о длительном периоде неосуществления выплаты заработной платы, в ответ на которое Президент пообещал разобраться в сложившейся ситуации и дал поручения компетентным правоохранительным органам. В настоящее время принимаются все необходимые действия, направленные на восстановление нарушенных трудовых прав граждан. Между тем, такого рода меры представляют собой по сути «тушение пожаров», в то время как должна работать целостная система, предотвращающая данную проблему.

Россия, являясь социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, что также предполагает установление государственных пенсий, пособий и иных, в том числе имеющих гарантийный характер, мер социальной защиты и поддержки населения в случае возникновения ситуации, которая не может быть разрешена в рамках обычного функционирования системы управления, обязана принять все необходимые меры для поддержания достойного уровня жизни своих граждан, при этом не только в части обеспечения надлежащего правоприменения, но и в части формирования дополнительных правовых механизмов, обеспечивающих соблюдение трудовых прав граждан. Использование для разрешения сложившейся в сфере трудовых отношений ситуации только административных мер является недостаточным. Представленная проблема требует в своем решении комплексного подхода, в том числе вовлеченности участников законодательного процесса и институтов гражданского общества.



Ещё материалы: Андрей Клишас

Просмотров 1074

17.07.2017

Популярно в соцсетях